ФЭНДОМ

МиГ-29 (по кодификации НАТО: Fulcrum — «Точка опоры» или «Средство достижения цели», в играх серии Ace Combat обозначается как MiG-29A Fulcrum) — советский многоцелевой истребитель четвёртого поколения, разработанный в ОКБ МиГ.

Самолёт создан в рамках проекта ЛПФИ (лёгкий перспективный фронтовой истребитель). Первый полёт прототипа был выполнен 6 октября 1977 года. Из-за задержек, связанных с потерей двух прототипов в авариях, серийное производство было развёрнуто только в 1982 году на базе московского завода № 30 «Знамя труда». В августе 1983 года первые серийные МиГ-29 начали поступать на авиабазу Кубинка. Машина успешно прошла государственные приёмные испытания в 1984 году, после чего начались её поставки в части фронтовой авиации.

За счёт своих выдающихся качеств МиГ-29 активно поставлялся на экспорт во множество стран. Было разработано и выпущено множество различных модификаций, включая самолёты палубного базирования. Начиная с 2007 года МиГ-29 в корабельном варианте МиГ-29К базируется также на авианесущем крейсере «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов».

В играх самолёт представлен первой серийной модификацией, известной также как "изделие 9-12", обозначаемой в НАТО как MiG-29A "Fulcrum-A".

МиГ-29 в играх серии Ace CombatПравить

MiG-29 cockpit Moscow (ACAH)

В кабине МиГ-29 (АСАН)

МиГ-29 это один из самых часто встречающихся самолётов в играх серии. Присутствует почти в каждой игре.

ВооружениеПравить

СтандартноеПравить

ОсобоеПравить

Примечание: базовый МиГ-29 "9-12" на вооружении не имеет управляемых ракет "воздух-воздух" Р-77 и управляемого ракетного вооружения "воздух-земля". Наличие в составе вооружения игровых МиГ-29 таких вооружений как управляемых ракет "воздух-воздух" Р-77 делает его похожим на модификацию МиГ-29С, а введение в его состав управляемого ракетного вооружения класса "воздух-земля" делает его похожим на вариант МиГ-29СМТ. Однако эти модификации производились из второй серийной одноместной модификации, известной также как "изделие 9-13".

История самолётаПравить

РазработкаПравить

MiG-29 Russian AF

МиГ-29 российских ВВС (АСАН)

МиГ-29 — один из наиболее распространённых в мире истребителей четвёртого поколения и основной лёгкий истребитель российских ВВС. Исследования его облика начались в 1969 году. В 1971 году, с учётом опыта боевого применения истребительной авиации во Вьетнаме и на Ближнем Востоке, были сформулированы тактико-технические требования к перспективному фронтовому истребителю (ПФИ), способному бороться с новейшими истребителями потенциального противника. Основными отличиями ПФИ от его предшественников — самолётов МиГ-21, МиГ-23 и Су-15 — должны были стать улучшенная манёвренность, обеспечиваемая за счёт новых аэродинамических и компоновочных решений, принципиально новое БРЭО (в частности, цифровая система управления вооружением) и перспективные авиационные средства поражения.

Работы по проектированию ПФИ ("тема 9") начались в ОКБ им. А.И. Микояна в 1970 году. При этом рассматривалось несколько альтернативных компоновок самолёта. В конечном итоге наиболее перспективной была признана интегральная аэродинамическая компоновка, разработанная совместно с ЦАГИ, при которой фюзеляж и крыло образовывали единый несущий корпус.

В 1972 году ВВС на основе проведённых исследований уточнили требования к перспективному парку истребителей: он должен был включать лёгкие фронтовые истребители (ЛФИ) — простые и массовые самолёты, предназначенные для борьбы с авиацией противника над своей территорией и над линией фронта, а также тяжёлые многоцелевые самолёты, способные действовать и над территорией противника. В 1972 году были рассмотрены альтернативные проекты ЛФИ МиГ-29 (на основе "темы 9") и Як-45. Предпочтение было отдано проекту ОКБ им. А.И. Микояна.

15 июля 1974 года была утверждена окончательная компоновка самолёта МиГ-29 ("изделие 9-11") с двумя ТРДДФ им С.П. Изотова РД-33 (ранее в качестве альтернативной рассматривалась и силовая установка с двумя двигателями Р67-300 ОКБ им. С.П. Туманского).

26 июня 1974 года вышло партийно-правительственное постановление о создании лёгкого фронтового истребителя МиГ-29. Самолёт со взлётной массой 13 500 кг получил заводской индекс "9-12". В соответствии с первоначальными планами предполагалось создать истребитель 1-го этапа МиГ-29А с СУВ (система управления вооружением) самолёта МиГ-23МЛ (его поступление на вооружение ожидалось в конце 1970-х годов) и МиГ-29 с полностью новой СУВ и вооружением. В дальнейшем все усилия сосредоточились на МиГ-29 с новым "бортом". Оценки показывали, что по боевой эффективности новый истребитель, вооружённый ракетами Р-73, в ближнем манёвренном воздушном бою превзойдёт самолёт F-15A в 1,4 раза и F-16A в 1,5 раза, а во встречном дальнем ракетном бою с использованием УР типа К-27 МиГ-29 будет обладать некоторым превосходством над F-15 во всём диапазоне высот и скоростей.

В 1975 году на опытном производстве ММЗ им. А.И. Микояна начались работы по постройке первого опытного самолёта МиГ-29, а в 1976 году был изготовлен натурный макет истребителя. Макетная комиссия закончила работу в 1977 году. Постройка первого опытного самолёта завершилась в августе 1977 года, а 6 октября 1977 года МиГ-29, пилотируемый лётчиком-испытателем А.В. Федотовым, совершил свой первый полёт. Всего в лётных испытаниях приняли участие 14 опытных машин.

Серийное производствоПравить

Серийное производство истребителей началось в Москве на ММЗ "Знамя труда" в 1982 году, с конца 1983 года новые МиГи стали поступать в строевые части ВВС.

Первые 30 серийных машин имели в хвостовой части аэродинамические гребни, впоследствии упразднённые. Комплекс конструкционных усовершенствований, внедрённых в ходе серийного производства, позволил увеличить характеристики устойчивости и управляемости истребителя. Доработанные машины получили способность совершать полёты с углами атаки до 26-28 град., однако в эксплуатации максимально допустимый угол атаки ограничили 24 град.

4 мая 1984 года в воздух поднялся истребитель МиГ-29 "9-13", имеющий гаргрот увеличенных размеров, в котором размещалась встроенная станция постановки активных радиолокационных помех "Гардения". За счёт перекомпоновки фюзеляжного топливного бака ёмкость топливной системы возросла на 240 л. Самолёт получил два подкрыльевых ПТБ (2х1150 л), что в сочетании с подфюзеляжным ПТБ позволило достичь перегоночной дальности 2900 км. Боевая нагрузка "9-13" возросла по сравнению с "9-12", с 2000 кг до 3000 кг, в состав вооружения включили контейнеры малогабаритных грузов КМГУ, число одновременно подвешиваемых бомб калибром 500 кг возросло с четырёх до шести. В серийное производство истребитель "9-13" был запущен в 1986 году (самолёты этого типа строились лишь для советских ВВС).

Для поставок на экспорт в середине 1980-х годов было разработано два варианта истребителя МиГ-29 "9-12", отличающиеся составом оборудования и вооружения. МиГ-29 "9-12А" предназначался для стран Варшавского договора, а "9-12Б" — для остальных государств.

20 января 1989 года совершил первый полёт самолёт МиГ-29С "9-13С", получивший усовершенствованную СУВ, включающую модернизированную БРЛС повышенной помехозащищённости, обеспечивающую возможность одновременной атаки двух целей, и новый цифровой вычислитель. Были оптимизированы возможности стрельбы из пушки по воздушным целям ("совмещённое" управление). В состав вооружения включили ракеты класса "воздух-воздух" РВВ-АЕ (Р-77), Р-27Т, Р-27РЭ и Р-27ТЭ. За счёт оптимизации управления элеронами и рулями направления на больших углах атаки, а также решения посредством САУ (система автоматического управления) проблем "комфортности" управления по крену, удалось увеличить разрешённые углы атаки с 26 до 28-30 град. масса бомбового вооружения возросла до 4000 кг (восемь боеприпасов калибром 500 кг). До 1992 года ВВС было поставлено 16 самолётов МиГ-29С (официальное принятие на вооружение — в 1994 году). Эффективность истребителя МиГ-29С по сравнению с МиГ-29 при ведении воздушного боя возросла в 2,5-3,0 раза.

30 невыкупленных ВВС самолётов МиГ-29С были переоборудованы в экспортный вариант МиГ-29СЭ. Также в экспортный вариант МиГ-29СД (близкий к варианту МиГ-29СЭ) были переоборудованы истребители МиГ-29, выпущенные до 1992 года, и не востребованные заказчиком. Для экспортных вариантов (в первую очередь для малайзийских МиГ-29Н) была разработана съёмная топливозаправочная штанга. Установить убираемую заправочную штангу на МиГ-29 перед кабиной, как принято на отечественных самолетах (на МиГ-29К, МиГ-31Б, Су-24М, Су-27К, Су-30 и др.), без серьёзной переделки конструкции истребителя не представлялось возможным. Поэтому специалисты МАПО "МИГ" разработали компромиссное решение, выполнив систему съёмной с размещением части оборудования (собственно штанги, узлов ее крепления и отрезка трубопроводов) в выступающем в поток обтекателе на стыке левого наплыва крыла и корпуса самолета в зоне кабины летчика. Позже такая топливозаправочная штанга стала устанавливаться и на модернизированных вариантах МиГ-29С для ВВС РФ. Наконечник штанги унифицировали для обеспечения приёма топлива как от российского самолета-заправщика Ил-78, так и от танкеров зарубежного производства (КС-10, КС-130 и т.п.). Топливоприёмник, опорная балка, поддерживающая его в выпущенном положении, и остальные выступающие части системы могут быть демонтированы с самолета в течение часа и, в случае необходимости, установлены вновь. Конструкция системы дозаправки позволяет устанавливать её на любой модификации МиГ-29 с минимальными доработками самолета. Для облегчения процесса дозаправки в полете несколько модифицировали также навигационное оборудование и САУ истребителя.

Многоцелевой истребитель МиГ-29СМТПравить

Развитие истребителя МиГ-29 шло в направлении расширения областей его применения, придания способности поражать высокоточным оружием не только воздушные, но и наземные цели. Это соответствовало общей тенденции мирового военного авиастроения: снижение в 1990-х годах оборонных расходов в большинстве развитых стран и обусловленное этим сокращение самолётного парка, вызвали повышение интереса к универсальным боевым машинам, способным решать расширенный круг боевых задач.

Хотя ВВС заявили о прекращении закупок истребителей типа МиГ-29, в рамках инициативных работ по модернизации этого самолёта, ставшего самым массовым истребителем российских военно-воздушных сил, в середине 1990-х годов началась разработка многоцелевого МиГ-29СМ, являющегося дальнейшим развитием истребителя МиГ-29С. В состав вооружения модернизированной машины были включены управляемые ракеты Х-29Т и корректируемые авиабомбы КАБ-500Кр с телевизионными головками самонаведения. Для отображения видовой информации от ГСН бомб и ракет, в систему управления вооружением был включён телевизионный канал с автономным вычислителем.

Для отработки применения управляемого оружия с телевизионным самонаведением с борта самолёта МиГ-29 в 1995 году было модернизировано два истребителя МиГ-29 (на одном из них видеоизображение от ГСН выводилось на стандартный ИПВ (индикатор прямого видения), на другом — на монохромный многофункциональный индикатор на ЭЛТ, "заимствованный" у самолёта МиГ-29М). Испытания по программе МиГ-29СМ были успешно завершены в 1996 году. По оценкам, этот истребитель, оснащённый двумя Х-29Т или четырьмя КАБ-500Кр, при решении ударных задач имел боевую эффективность, равную эффективности многоцелевого истребителя F-16С и превосходил по критерию "эффективность — стоимость" самолёты F/A-18C на 15% и Mirage 2000-5 на 50%. В дальнейшем были проведены работы по оснащению МиГ-29СМ противорадиолокационными ракетами Х-31П.

На основании результатов испытаний было рекомендовано начать работы по доработке в вариант МиГ-29СМ парка истребителей типа МиГ-29. Однако отсутствие у ВВС необходимых средств не позволило приступить к реализации этой программы. Тем не менее, совершенствование истребителя МиГ-29 продолжалось. В начале 1997 года по инициативе ОКБ им А.И. Микояна начались работы по созданию модификации "9-17", получившей в дальнейшем обозначение МиГ-29СМТ.

"Идеология" нового истребителя заключалась в придании МиГ-29 принципиально новых боевых качеств и значительного увеличения его боевого радиуса действия при минимальных затратах.

Новое информационно-управляющее поле кабины предполагалось выполнить на основе крупноформатных цветных жидкокристаллических индикаторов и многофункциональных пультов управления. Основу БРЭО должна была составить трёхкратно резервированная цифровая вычислительная система верхнего уровня, созданная по открытой архитектуре на основе мультиплексных каналов информационного обмена. Самолёт планировалось оснастить модернизированной БРЛС Н019МП, имеющей режим картографирования местности. В состав навигационного комплекса вводился приёмник спутниковой навигации, способнй принимать сигналы как от системы ГЛОНАСС (Россия), так и NAVSTAR (США).

Для увеличения внутреннего запаса топлива на 40-50% в соответствии с первоначальным проектом предполагалось оснащение истребителя накладным топливным баком за кабиной лётчика, а также новым топливным баком, сформированным в наплывных частях крыла вместо верхних входов (для защиты двигателей от попадания посторонних предметов в каналах воздухозаборников планировалось разместить опускаемые решётки как на МиГ-29М и МиГ-29К). Однако позже, чтобы избежать дорогостоящего переоборудования планера, от бака в наплывной части крыла было решено отказаться, разместив дополнительное топливо в гаргроте, а также в модернизированной хвостовой части фюзеляжа.

В августе 1997 года для отработки конструкции МиГ-29СМТ началось переоборудование истребителя МиГ-29 "9-12" выпуска 1982 года. В дальнейшем к первому прототипу присоединились ещё две машины, переоборудованные из МиГ-29С. На одном из них было установлено новое приборное оборудование кабины с многофункциональными дисплеями на жидких кристаллах. 29 ноября 1997 года этот самолёт совершил первый полёт (лётчик-испытатель М.Р. Алыков). В начале 1998 года истребитель был вновь модернизирован, получив обводы фюзеляжа, соответствующего конфигурации МиГ-29СМТ (его первый полёт после доработки состоялся 22 апреля 1998 года, машину пилотировал лётчик-испытатель В.М. Горбунов). В дальнейшем этот самолёт оборудовали съёмным модулем для дозаправки в воздухе.

Поставки МиГ-29СМТ в ВВС РФ осуществляются нерегулярно и небольшими сериями. Всего на 2020 год ВКС России получили 44 самолёта МиГ-29СМТ. Комплект доработок, близкий соответствующему комплекту МиГ-29СМТ, позволил аналогичным образом модернизировать и учебно-боевой самолёт, превратив его в мощную многофункциональную боевую машину, эта модификация получила обозначение МиГ-29УБТ (9-52). Её главным отличием от базового УБС МиГ-29УБ (9-51) стала установка малогабаритной РЛС, которой базовый МиГ-29УБ не имел, из-за чего не мог применять ракеты с радиолокационным наведением.

ГалереяПравить