ФЭНДОМ

МиГ-31 (по кодификации НАТО: Foxhound — лисья гончая, в играх серии Ace Combat обозначается как MiG-31 Foxhound) — советский и российский двухместный сверхзвуковой высотный всепогодный истребитель-перехватчик дальнего радиуса действия. Разработан в ОКБ-155 (ныне АО «РСК «МиГ») в 1970-х годах. Первый советский боевой самолёт четвёртого поколения. Самолёт принят на вооружение 6 мая 1981 года.

МиГ-31 предназначен для перехвата и уничтожения воздушных целей на предельно малых, средних и больших высотах, днём и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, при применении противником активных и пассивных радиолокационных помех, а также ложных тепловых целей. Группа из четырёх самолётов МиГ-31 способна контролировать воздушное пространство протяжённостью по фронту до 1100 км.

Изначально истребитель разрабатывался для перехвата авиационных крылатых ракет и новых на то время американских бомбардировщиков B-1 во всём диапазоне высот и скоростей, а также низколетящих спутников и автоматических дрейфующих аэростатов (АДА), запускаемых странами НАТО с 50-х годов над территорией СССР.

Полки МиГ-31 несколько лет имели статус спецназа (СпН) в составе ПВО.

Базовый МиГ-31 не оснащался штангой для дозаправки топливом в воздухе, однако в 1987 году началось производство модификации МиГ-31ДЗ с системой дозаправки, при этом самолёт по своему оснащению не отличался от базового МиГ-31. Всего было выпущено порядка 100 самолётов, после чего в 1989 году начат выпуск МиГ-31Б с более совершенным целевым оборудованием. В ранних играх серии Ace Combat самолёт, по-видимому, соответствует модификации МиГ-31ДЗ.

МиГ-31 в играх серии Ace CombatПравить

ВооружениеПравить

СтандартноеПравить

ОсобоеПравить

Дальний истребитель-перехватчик МиГ-31Править

Двухместный сверхзвуковой перехватчик МиГ-31 — первый советский истребитель четвёртого поколения. Самолёт является самым скоростным и высотным боевым самолётом в мире. До 2000-х годов МиГ-31 был и единственным в мире серийным истребителем, оснащённым бортовой радиолокационной станцией с фазированной антенной решёткой (лишь в 2000 году к нему присоединился французский "Рафаль", также оснащённый ФАР). На данный момент он единственный боевой самолёт состоящий на вооружении, несущий ракеты класса "воздух-воздух" большой дальности (вторым был американский палубный истребитель F-14, снятый с вооружения в 2006 году).

Работы по созданию дальнего перехватчика нового поколения, предназначенного для замены самолёта Ту-128 и способного бороться не только с высотными, но с низковысотными целями, начались ещё в середине 60-х годов, когда в США был принят на вооружение бомбардировщик средней дальности F-111, который мог прорываться к цели на предельно малой высоте в режиме огибания рельефа местности, а также начались работы над стратегическим многорежимным самолётом AMSA — прообразом бомбардировщика B-1 . Ещё одной приоритетной целью для перспективного перехватчика должен был стать высотный скоростной разведывательный самолёт Локхид SR-71, во второй половине 60-х годов пришедший на смену печально известному U-2 при решении задач, требующих проникновения в воздушное пространство других государств.

В 1965 году в ОКБ им. А.Н. Туполева был подготовлен эскизный проект дальнего перехватчика Ту-148 со сверхмощной (диаметр антенны 2 м) радиолокационной станцией "Смерч-100" и дальними ракетами Р-100, предназначенными в первую очередь для ПВО районов со слаборазвитой аэродромной структурой, а также для перехвата бомбардировщиков противника на большом удалении от границ страны (например, над Северным Ледовитым океаном).

Параллельно с этим в ОКБ А.И. Микояна с 1965 года прорабатывались проекты истребителей, способных прийти на смену самолёту МиГ-25П. В частности, исследовался проект тяжёлого перехватчика Е-155ПА с более мощными двигателями Р15БФ-300 и системой вооружения, включавшей БРЛС "Смерч-100", а также управляемые ракеты К-100. Предполагалось, что Е-155ПА сможет поражать цели, летящие на высотах от 100 м до 30 км со скоростями до 4000 км/ч. Проект тяжёлого перехватчика предложило и ОКБ А.С. Яковлева.

Параллельно с разработкой перспективных истребителей ПВО и предназначенных для них бортовых радиолокационных станций с антеннами,имеющими механическое сканирование, коллектив учёных и инженеров под руководством профессора Б.И. Сапсовича приступил к исследованию путей построения фазированных антенных решёток (ФАР) для авиационных систем управления вооружением. В 1968 году работы по созданию импульсно-доплеровской бортовой радиолокационной станции были переданы в НИИ приборостроения, где к тому времени был накоплен значительный опыт по разработке ЗРК "Куб". Научно-техническое руководство работами по созданию "Заслона" осуществлял заместитель генерального конструктора, а затем — генеральный конструктор объединения "Фазотрон" В.К. Гришин.

Главным конструктором комплекса являлся А.И. Федотченко.

В процессе разработки станции было спроектировано, построено и испытано семь вариантов ФАР. При этом были найдены оригинальные технические решения, созданы высокоэффективные методы проектирования и технологии изготовления, позволившие создать, отработать и организовать серийное производство ФАР.

В 1970 году в НПО "Геофизика" под руководством главного конструктора Д. М. Хорола началась разработка ещё одного важного элемента информационного комплекса перспективного перехватчика — обзорно-следящего теплопеленгатора 8ТК.

Для оснащения новых дальних перехватчиков системой "Заслон" в МКБ "Вымпел" в конце 60-х годов началась разработка новой ракеты большой дальности Р-33. Использование ФАР позволило оснастить УР относительно простой системой полуактивного радиолокационного самонаведения, что выгодно отличало её от американского аналога — AIM-54 "Феникс", имевшей более сложную комбинированную, полуактивно-активную систему наведения. Особенностью УР являлось использование крыла малого удлинения и складывающихся рулей, что обеспечивало её конформное размещение на подфюзеляжных нишах самолётов-носителей. Головка наведения Р-33 захватывала цель после пуска, до захвата наведение ракеты осуществлялось посредством инерциальной системы (протяжённость полёта до перехода на самонаведение должна была составлять 10 - 20% траектории). В конструкции УР её создатели широко использовали титановые сплавы. Была обеспечена способность поражать цели, летящие на скорости до 3700 км/ч на дальности до 120 км в диапазоне высот от 50 м до 28 км. Самолёты противника, маневрирующие с перегрузкой 3 — 4, поражались с вероятностью 0,6 — 0,8.

Во второй половине 60-х годов стало очевидно, что полностью удовлетворить растущие требования заказчика могут лишь БРЛС с ФАР. В результате ОКБ А.Н. Туполева был предложен проект Ту-148-33 с системой "Заслон" и УР Р-33. Комплекс предназначался для борьбы с летательными аппаратами противника, летящими со скоростью до 3500 км/ч на высотах 26 — 28 км. В число потенциальных целей входили крылатые ракеты различных типов, а также аэробаллистические ракеты типа SRAM.

В 1968 году был построен натурный макет самолёта Ту-148-33, однако в начале 1970-х годов приоритет был отдан проекту глубокой модернизации истребителя-перехватчика МиГ-25П с системой "Заслон".

Рекомендации ЦАГИ по этому самолёту были выданы в 1968 году, а в 1972 году в ОКБ им. А.И. Микояна начались полномасштабные работы по созданию машины. В тактико-технических требованиях основной акцент заказчик делал на увеличении дальности полёта и времени барражирования. Требования к скоростным и высотным характеристикам перехватчика, рассматривавшегося как глубокая модернизация МиГ-25П, остались по сравнению с предшественником практически без изменений. Истребитель, получивший обозначение МиГ-25ПМ (Е-155ПМ), должен был иметь рубеж перехвата 700 км при крейсерской скорости 2500 км/ч (М=2,35) и 1200 км — на дозвуковой скорости.

В связи с тем, что перед МиГ-25ПМ ставились задачи поражения не только высотных, но и низколетящих целей с возможностью одновременной атаки нескольких самолётов (или крылатых ракет) противника, а также ведения полуавтономных групповых действий, самолёт предстояло оснастить принципиально новой системой вооружения. Предполагалось, что автоматизированная система обмена информацией между самолётами группы позволит контролировать значительные пространства Севера и Дальнего Востока с неполным радиолокационным полем. Состав экипажа увеличили до двух человек, введя штурмана-оператора.

Самолёт (впервые применительно к истребителям советских ВВС) было решено оснастить двухконтурными форсированными турбореактивными двигателями Д-30Ф, разработанными Пермским ОКБ под руководством П.А. Соловьёва.

Так как перехватчик должен был базироваться на арктических (в том числе и ледовых) аэродромах, максимально выдвинутых в направлении ожидаемого появления бомбардировщиков противника, потребовалось применение тележечного шасси принципиально новой конструкции, обеспечивающего возможность эксплуатации истребителя с аэродромов II класса.

Постройка первого опытного истребителя — Е-155МП-831 — завершилась весной 1975 года, а 16 сентября лётчик-испытатель Федотов совершил на нём первый полёт. В следующем году на лётные испытания вышла вторая опытная машина, Е-155МП-832, оснащённая комплексом "Заслон".

Разумеется, наибольшую сложность в процессе испытаний составляла отработка бортового радиолокационного комплекса самолёта. Для натурных испытаний аппаратуры системы "Заслон" НПО "Взлёт" были созданы две летающих лаборатории на базе самолётов Ту-104. На первой из них (начавшей полёты весной 1973 года) отрабатывалось управление ФАР, а также процессы поиска и обнаружения целей, а на второй, начавшей "работу" осенью 1975 года, отрабатывалась система в целом. В дальнейшем проводилась отработка "Заслона" с реальными пусками ракет, подвешивавшихся под крылом Ту-104ЛЛ. Однако, несмотря на высокую степень отработки на летающих лабораториях, аппаратура "Заслона", установленная позже на опытных истребителях, оказалась практически не работоспособной. Как выяснилось, большое значение имело размещение блоков на борту конкретного самолёта.

В начале 1978 года один из опытных МиГ-31 совершил испытательный полёт, в ходе которого осуществлялось обнаружение и одновременное сопровождение 10 воздушных целей. Для испытаний и отработки "Заслона" потребовалось переоборудование полигона в Ахтубинске с тем, чтобы на встречных курсах цели и истребителя дальность начального их вывода составляла более 200 км. Устанавливалась новая телеметрическая аппаратура внешнетраекторных измерений положения сближающихся объектов.

Потребовали решения и вопросы предотвращения столкновения перехватчика и мишени, так как в ходе испытаний оценивались характеристики сопровождения цели на минимальной дальности (менее 1 км).

В 1977 году на стендовые испытания поступили опытные образцы теплопеленгатора 8ТК. В 1980 году по этому изделию был выполнен весь объём испытаний.

Летом 1977 года на авиазаводе в Горьком были изготовлены два самолёта установочной первой установочной партии. После окончания первого этапа государственных испытаний, в 1979 году, был развёрнут серийный выпуск перехватчиков, получивших обозначение МиГ-31. Полностью государственные испытания истребителя МиГ-31 были завершены в конце 1980 года. Были достигнуты практически все заявленные характеристики. В частности, была подтверждена возможность группы из четырёх самолётов МиГ-31 контролировать воздушное пространство протяжённостью по фронту 800—900 км.

В 1981 году истребитель-перехватчик МиГ-31 был принят на вооружение авиации войск ПВО СССР. Страна получила мощное оборонительное оружие, появление которого оказало заметное стабилизирующее влияние на ситуацию на воздушных границах Советского Союза.

Поступление на вооружение МиГ-31 совпало с началом развёртывания в США стратегических авиационных крылатых ракет ALCM. Новый истребитель явился своевременным и адекватным ответом на новую американскую угрозу. Он стал фактически единственным средством, способным перехватить самолёты-носители B-52G и B-52H на большом удалении от границ Советского Союза до того, как они запустят свои ракеты (а каждый "Стратофортресс" нёс 12—20 КР). МиГ-31 с многоканальным комплексом "Заслон" мог бороться и с самими крылатыми ракетами (не только  ALCM, но и "Томагавками", запускаемыми с атомных многоцелевых подводных лодок), которые были "не по зубам" другим перехватчикам ПВО.

В ходе лётных испытаний в конструкцию самолёта был внесён ряд существенных изменений: на передней кромке крыла по всему размаху установили четырёхсекционные отклоняемые носки, для обеспечения полёта на больших сверхзвуковых скоростях конструкцию крыла усилили третьим лонжероном; полностью было изменено расположение аэродинамических тормозов, которые вынесли из зоны каналов воздухозаборников.

Первые полёты истребителя с установленной ФАР Б1.01 состоялись в 1976 году. 15 февраля 1978 года впервые был выполнен полёт с обнаружением и сопровождением 10 воздушных целей.

Программа госиспытаний была полностью завершена осенью 1980 года, когда первые серийные самолёты уже начали поступать в строевые части авиации войск ПВО. Самолёт МиГ-31 с СУВ "Заслон" официально был принят на вооружение авиации ПВО в 1981 году (УР Р-33 приняли на вооружение в 1980 году). В строевых частях МиГ-31 начали заменять, в первую очередь, дальние перехватчики Ту-128 (перевооружение полностью завершилось к концу 80-х годов).

В конце 1980-х годов начался серийный выпуск варианта МиГ-31ДЗ, оснащённого убираемой штангой топлтвоприёмника системы дозаправки в полёте и имеющего ряд лругих усовершенствований (построено более 100 самолётов).

С конца 1990 года в Нижнем Новгороде приступили к серийному выпуску модернизированного самолёта МиГ-31Б. Часть ранее построенных самолётов МиГ-31 на авиаремонтных предприятиях ВВС доработана до уровня МиГ-31Б (истребители получили обозначение МиГ-31БС). Всего до 1994 года было построено 519 самолётов МиГ-31 различных модификаций.

Также в середине 1980-х годов был разработан глубоко модернизированный вариант МиГ-31, получивший обозначение МиГ-31М. Всего было построено шесть опытных самолётов МиГ-31М, в серию самолёт не передавался.