ФЭНДОМ

Victorious-class oss

Юктобанийский разведывательный корабль типа "Викториус"

В начале 80-х годов прошлого века командование ВМС США, озабоченное ростом и совершенствованием подводного флота СССР, вынуждено было искать варианты борьбы с этой вовсе не эфемерной угрозой. Система стационарного гидроакустического наблюдения SOSUS, развернутая в Атлантическом и Тихом океанах в 60-70-е годы, перестала удовлетворять американских военных. Во-первых, русские субмарины становились все более малошумными, и гидрофоны, размещенные на дне, их уже плохо слышали. Во-вторых, погрешности в определении координат обнаруженных SOSUS целей были велики и не способствовали эффективности противолодочных операций. В-третьих, система SOSUS быстро приходила в негодность, поскольку постоянно находилась в агрессивной океанской среде. На ее поддержание и ремонт требовались огромные деньги. Короче, ей требовалась замена.

Подсказка, в буквальном смысле слова, пришла с неба. К тому времени уже широкое распространение получили самолеты системы AWACS, которые доказали свою достаточно высокую эффективность при обнаружении воздушных целей и наведении на них средств ПВО. Нечто подобное решили создать и на море. Так появилась программа SURTASS (Surveillance Towed Array Sensor System) – «Буксируемая гидроакустическая система наблюдения». В рамках этой программы были построены 18 кораблей океанского наблюдения типа "Столварт" (Stalwart-class ocean surveillance ship). Экипаж состоял из 20 гражданских моряков и 5 военных специалистов. В корме кораблей имелся слип для спуска буксируемой антенны пассивной гидроакустической станции UQQ-2 (длина ее кабеля могла достигать 1800 м). Планировалось, что каждое такое судно в течение 90 суток будет нести службу на «подводнолодочноопасном» направлении, таща за собой на скорости 2-3 узла антенну ГАС. Еще 8 суток кораблям типа "Столварт" отводилось на прибытие к точке дежурства и на убытие из нее. Почти 300 суток в год каждый корабль должен был находиться в море. Но это по расчетам. Практика их не подтвердила. Более 60-74 дней корабли типа "Столварт", чьи мореходные качества отставляли желать лучшего, в походе не выдерживали, особенно в бурных и холодных высоких широтах.

В ходе эксплуатации, система SURTASS доказала свою эффективность, что не скажешь о судах типа "Столварт" которые использовалась в качестве платформы. Сказалась то, что данные суда проектировались по стандартной схеме, и за исключением слипа в корме для спуска буксируемой антенны ничем не отличались от катеров и патрульных кораблей.

Для решения этой проблемы было решено поменять тип корпуса корабля. Так появились 4 судна океанского наблюдения типа "Викториус" (Victorious-class ocean surveillance ship). Они стали первыми военными кораблями построенными по схеме SWATH (Small Waterplane Area Twin Hull — двухкорпусное судно с малой площадью ватерлинии, конструкция представляет собой два несущих подводных корпуса сигарообразной формы, соединенных продольными стойками с надводной платформой — мостом и в таком варианте площадь действующей ватерлинии резко сокращается, благодаря чему снижается сопротивление воды движению корабля за счет практически полного исключения волнового сопротивления). В результате существенно улучшились мореходные качества. Кроме ГАС UQQ-2 на судах этого типа появились и опускаемые низкочастотные гидроакустические станции типа LFA, работающие в активном режиме. Их импульсы, отраженные подводными целями, улавливались антеннами UQQ-2.

Всего в 1991-1993 годах было введено в эксплуатацию четыре корабля типа "Викториус": "Викториус" (Victorious — "Победоносный", 1991), "Эйбл" (Able — "Способный", 1992), "Эффектив" (Effective — "Эффективный", 1993) и "Лойал" (Loyal — "Верный", 1993). Все корабли находятся в эксплуатации.

На базе типа "Викториус" был построен один корабль типа "Импеккейбл" (Impeccable-class ocean surveillance ship, Impeccable — "Безупречный", ввод в эксплуатацию в 2001 году). "Импеккейбл" крупнее и быстрее "Викториуса", однако постройка ещё четырёх кораблей этой серии была отменена по причине того, что в начале 21-го века российские подводные лодки уже не создавали угрозу США.

ВооружениеПравить

Отсутствует.

ЭкипажПравить

24-27 человек, в основном гражданские моряки.

Суда наблюдения за океаном типа "Викториус" в играх серии Ace CombatПравить

Один корабль этого типа из состава юктобанийского флота присутствует только в игре Ace Combat 5: The Unsung War.