Ace Combat вики
Advertisement

Су-27 (заводской шифр Т-10С; по кодификации НАТО: Flanker-B«Фланкер-Б», в играх обозначен как Su-27 Flanker и только в Ace Combat Infinity был обозначен как Su-27 Flanker-B; Flanker в переводе с английского "удар во фланг") — советский всепогодный сверхзвуковой тяжёлый истребитель четвёртого поколения, разработанный в ОКБ Сухого и предназначенный для завоевания превосходства в воздухе. Также самолёт применяется для ракетно-бомбовых ударов по наземным целям. Обозначение Flanker-A получили прототипы Т-10, Flanker-C — двухместная учебно-боевая модификация Су-27УБ.

Главными конструкторами Су-27 в разное время были Наум Черняков, Михаил Симонов, Артём Колчин и Алексей Кнышев.

Первый полёт прототипа состоялся в 1977 году. В 1982 году самолёты начали поступать в авиационные части, с 1985 года началась их эксплуатация, принят на вооружение 23 августа 1990 года. Су-27 является одним из основных самолётов ВВС России, его модификации состоят на вооружении в странах СНГ, Индии, Китае и других. На основе Су-27 разработано большое количество модификаций: учебно-боевой Су-27УБ, палубный истребитель Су-33 и его учебно-боевая модификация Су-33УБ, многоцелевые истребители: Су-30, Су-27М, Су-35, фронтовой бомбардировщик Су-34 и другие. Самолёты серии Су-27/30 на 2019 год занимали третье место по численности среди самых распространённых боевых самолётов мира, являясь самыми распространёнными боевыми самолётами российского производства.

Су-27 в играх серии Ace Combat[]

Infinity Su-27 Cockpit

Взгляд из кабины Су-27 (ACI)

Примечания:[]

  • Су-27 в играх АСАН и ACI (только вражеские) это перекрашенные Су-35С;
  • начиная с игры Ace Combat 6: Fires of Liberation Су-27 был заменён на Су-33 (исключение это ACJA, но в ней весь авиапарк был перенесён из игры ACX), а в игру ACI Су-27 для игроков был включён "задним числом" в одном из обновлений игры.

Вооружение[]

Стандартное[]

Особое[]

Фронтовой истребитель Су-27[]

Предпосылки к созданию[]

Во второй половине 1960-х годов, основываясь на опыте воздушных боёв во Вьетнаме (складывавшихся не совсем удачно для американских ВВС), в США приступили к работе по созданию истребителя завоевания господства в воздухе четвёртого поколения, призванного совместить достоинства истребителей F-4 "Фантом" (мощный комплекс вооружения с всеракурсными ракетами, большая дальность) и МиГ-21 (высокая манёвренность).

Первоначально в СССР существовало мнение, что эффективное противодействие новому американскому истребителю может оказать самолёт МиГ-23 (его серийное производство было развёрнуто в 1969 году). Однако дальнейшие исследования показали, что в полной мере противостоять самолёту TFX (впоследствии получившим обозначение F-15) сможет лишь истребитель нового поколения: гонка вооружений диктовала свои законы, исключающие длительные паузы в развитии основных классов военной (особенно — авиационной) техники.

Исследования облика истребителя четвёртого поколения в нашей стране были начаты в 1969-1970 годах в инициативном порядке в ОКБ им. П.О. Сухого, А.И. Микояна и А.С. Яковлева. Анализ опыта боевого применения истребителей второго поколения — МиГ-21, F-4, "Мираж" III и других — привёл советских специалистов к выводу о том, что машина четвёртого поколения, идущая на смену истребителям МиГ-21 и МиГ-23, должна быть специализированной, максимально приспособленной для воздушного боя на малой и средней дальностях.

Су-27 формируется[]

Осенью 1969 года небольшая группа специалистов ОКБ им. П.О. Сухого приступила к формированию облика нового истребителя, впоследствии вошедшего в историю мирового авиастроения под именем Су-27. В основу аэродинамической компоновки была положена концепция т.н. синосуидального крыла. При этом под влиянием проекта стратегического бомбардировщика Т-4МС, планер истребителя было решено выполнить "интегральным". Параллельно исследовалась и традиционная (неинтегральная) компоновка, оказавшаяся менее перспективной.

В 1971 году ВВС был объявлен конкурс проектов перспективного фронтового истребителя (ПФИ), в котором, кроме фирмы Сухого, приняли участие ОКБ им. А.И. Микояна (проект МиГ-29) и А.С. Яковлева (проекты Як-45 и Як-47). В соответствии с требованиями заказчика самолёт должен был превосходить американский аналог — F-15 — по основным характеристикам приблизительно на 10%.

В 1972 году по предложению ОКБ им. Микояна было решено разделить программу ПФИ на две независимые программы — лёгкого перспективного фронтового истребителя (ЛПФИ) и тяжёлого фронтового перспективного истребителя (ТПФИ). Исследования, проведённые институтами ВВС, показали, что наибольшей относительной эффективностью будет обладать парк фронтовой авиации, состоящий из самолётов ЛПФИ и ТПФИ в соответствии 2:1 (к аналогичному выводу несколько раньше пришли и американские военные, принявшие решение дополнить тяжёлый истребитель F-15 более лёгким F-16). Разработка ЛПФИ (МиГ-29) была поручена ОКБ им. Микояна, а ТПФИ (Су-27) — ОКБ им. П.О. Сухого (фирма А.С. Яковлева несколько ранее выбыла из участия в конкурсе). Самолёту МиГ-29 отводилась роль истребителя завоевания господства в воздухе над линией фронта, а Су-27, как обладавший значительно большей дальностью, должен был действовать преимущественно над территорией противника.

К 1974 году с участием специалистов ЦАГИ была окончательно сформирована аэродинамическая и конструкторско-силовая схемы самолёта (получившего рабочий индекс Т-10), а в 1975 году завершилось эскизное проектирование и начался выпуск рабочих чертежей. В 1976 году вышло совместное партийно-правительственное постановление о создании Су-27.

Прототипы[]

Постройка первого опытного самолёта Т-10-1 началась в 1976 году. Машина имела крыло с ярко выраженной аэродинамической круткой и сильно отогнутым вниз носком. Целью данной компоновки являлось достижение максимальной дальности полёта.

T-10

Самолёт Т-10 - прототип Су-27

Из-за задержки с созданием "штатного" двухконтурного двигателя АЛ-31Ф на первые два опытных самолёта временно было решено установить ТРДФ АЛ-21Ф3.

20 мая 1977 года истребитель впервые поднялся в воздух. Машину пилотировал лётчик-испытатель В.С. Ильюшин. В 1978 году был построен второй опытный самолёт Т-10-2 (7 мая 1978 года эта машина потерпела катастрофу, погиб лётчик-испытатель Е. Соловьёв). В 1979 году совершили первые полёты самолёты Т-10-3 и Т-10-4, оснащённые новыми, более мощными двигателями АЛ-31Ф. В 1981-1982 годах в Комсомольске-на-Амуре было построено пять самолётов опытной серии — Т-10-5, Т-10-6, Т-10-9, Т-10-10 и Т-10-11 (Т-10-7 и Т-10-8 были зарезервированы для первых Т-10С).

Однако в то время, когда Т-10-1, Т-10-3 и Т-10-4 уже проходили лётные испытания, выявилось отставание лётных характеристик самолёта от требований, заданных правительственным постановлением. Возникли сомнения в возможности обеспечения превосходства Су-27 над основным "потенциальным противником" — самолётом ВВС США F-15. Это было вызвано возрастанием по сравнению с расчётной массы БРЭО, а также меньшей, чем ожидалось, экономичностью двигателя АЛ-31Ф. В сложившихся обстоятельствах учёными ЦАГИ было предложено принять уже отработанную концепцию трапецевидного крыла с корневым наплывом и отклоняющимся носком. Исследования и продувки в АДТ новой компоновки Су-27 были проведены ЦАГИ и СибНИА в 1978-1980 годах. В результате тесного сотрудничества ОКБ и учёных был создан фактически новый самолёт.

Первый видоизменённый истребитель — Т-10-7 (Т-10С), ставший прототипом серийного Су-27, поднялся в воздух уже 20 апреля 1981 года (в том же году были собраны статический Т-10-8 или Т-10С-0, и второй летный Т-10-12, или Т-10С-2 экземпляры истребителя Т-10С), а в 1982 году в Комсомольске-на-Амуре уже начался серийный выпуск истребителей. Согласно результатам моделирования, совокупный боевой потенциал Су-27 на 30% превосходил соответствующий показатель американского аналога — F-15A.

В 1980-м году был подготовлен эскизный проект учебно-боевого самолёта Су-27УБ, отличавшегося от других отечественных "спарок" способностью в полной мере решать весь комплекс боевых задач. Введение второго члена экипажа потребовало внести изменения в конструкцию передней части фюзеляжа. Заднее кресло имеет значительное повышение над передним. Для сохранения путевой устойчивости на 1,55 м2 была увеличена площадь вертикального оперения.

Первый экземпляр самолёта Су-27УБ, построенный совместными усилиями опытного производства ОКБ и авиационного завода в Комсомольске-на Амуре, был выпущен в 1984 году. Он предназначался для проведения статических испытаний. Первый "лётный" образец самолёта опытный Т-10У-1 совершил первый полёт 7 мая 1985 года (его пилотировал лётчик-испытатель Н.Ф. Садовников). В 1986 году к нему присоединились второй и третий опытные самолеты — Т-10У-2 и Т-10У-3. Опытные "спарки" изготавливались в Комсомольске-на-Амуре с окончательной сборкой на МЗ им. П.О.Сухого в Москве, а для крупносерийного производства Су-27УБ был выбран Иркутский авиационный завод им. 60-летия СССР.

Серийное производство[]

Первые Су-27 поступили в вооружённые силы в 1984 году, к концу следующего года было выпущено уже значительное количество таких истребителей, и началось массовое перевооружение частей истребительной авиации войск ПВО и ВВС на новый тип самолета. Государственные совместные испытания Су-27 завершились в 1985 году. Полученные результаты свидетельствовали о том, что создан действительно выдающийся самолёт, не имеющий себе равных в истребительной авиации по манёвренности, дальности полёта и боевой эффективности. Однако некоторые системы бортового радиоэлектронного оборудования (в первую очередь, аппаратура РЭП и система управлении групповыми действиями) требовали дополнительных испытаний, которые проводились по специальным программам уже посте окончания ГСИ. После отладки всего комплекса БРЭО Постановлением Совета Министров СССР от 23 aвгycra 1990 года Су-27 был официально принят на вооружение ВВС и авиации ПВО Советского Союза. Изначально предусматривалось вооружение Су-27 обычными бомбами и неуправляемыми ракетами, но оборудование, позволяющее применять такое вооружение, демонтировано согласно договора о сокращении наступательных вооружений в Европе. Одноместный истребитель-перехватчик для войск ПВО Су-27П получил несколько изменённый состав БРЭО, из системы управления вооружением устранена возможность работы по земле.

Серийный выпуск самолётов Су-27УБ начался на Иркутском авиационном заводе им. 60-летия СССР в 1986 году (первый серийный самолёт, пилотируемый лётчиком-испытателем Г.Е. Булановым, впервые поднялся в воздух 10 сентября 1986 года). По оценкам, боевая эффективность Су-27УБ на 15% превзошла соответствующий показатель американского учебно-боевого самолёта F-15B.

К 2000 году было выпущено в общей сложности более 760 серийных самолётов типа Су-27. В процессе производства истребитель продолжал совершенствоваться. Значительный вклад в этот процесс внесли специалисты заводов в Комсомольске-на Амуре и в Иркутске.

Модернизация[]

Резкое сокращение оборонных расходов России в 1990-х годах, приведшее к замедлению сроков реализации программ создания боевых самолётов поколений «4+» и «5», что в свою очередь выдвинуло на первый план задачи модернизации уже существующего парка боевой авиационной техники. Были начаты работы и по модернизации истребителей Су-27. Доработки в основном затрагивают БРЭО и комплекс вооружения самолёта. В середине 1990-х годов часть истребителей получила систему космической навигации и аппаратуру радионавигации VOR/DME/ILS.

В конце 1990-х годов начались испытания модернизированного варианта системы управления вооружением истребителя, имеющей ряд дополнительных возможностей:

  • обеспечено применение ракет средней дальности Р-77;
  • введение режима одновременной атаки двух целей;
  • БРЛС Н001 "Меч" получила возможность работы по земной поверхности (картографирование, выделение движущихся целей, применение оружия по по наземным или морским целям);
  • обеспечение возможности применения УР "воздух-поверхность" и КАБ с телевизионным и лазерным наведением, а также противорадиолокационных и противокорабельных ракет.

В 2004-2009 годах для ВВС РФ были отремонтированы и модернизированы в вариант Су-27СМ 48 истребителей Су-27. По программе так называемой "малой модернизации" заменено приборное оборудование кабин, часть БРЭО, доработан планер; самолёт получил возможность применять управляемое вооружение "воздух-поверхность". Ещё более усовершенствованный вариант получил обозначение Су-27СМ3, самолёты получили усиленную конструкцию планера, позволяющую увеличить взлетный вес более чем на 3 тонны, дополнительные две точки подвески для размещения вооружения, также самолёты оснащены новыми турбореактивными двигателями АЛ-31Ф-М1 производства ММПП "Салют", отличающимися повышенной тягой и увеличенным межремонтным ресурсом, а также новыми комплексами оборудования и вооружения. Компания "Сухой" в 2011 году поставила ВВС России 12 новых истребителей Су-27СМ3, завершив выполнение государственного оборонного заказа в части производства таких самолетов. Как сообщается в пресс-релизе компании, сборка и поставка истребителей осуществлялась по контракту с Министерством обороны России, подписанному в августе 2009 года. Су-27СМ3 были выпущены Комсомольским-на-Амуре авиационном производственном объединением.

Для поставок на экспорт (Китай, Вьетнам) был создан экспортный вариант истребителя — Су-27СК (Серийный Комерческий), в целом соответствующий истребителю советских (российских) ВВС, но имеющий несколько изменённое БРЭО, производство развёрнуто в 1991 году в Комсомольске-на Амуре. В Китае самолёт получил обозначение J-11. В 1996 году Китай приобрёл лицензию на производство 200 самолётов Су-27СК без права реэкспорта в третьи страны. Экспортная модификация Су-27УБ получила обозначение Су-27УБК.

Экспортный вариант Су-27СКМ разработан в середине 1990-х годов, от Су-27СК он отличается обновлённым составом БРЭО, увеличенным количеством (до 12) узлов для подвески вооружения; в ассортимент вооружения введены УР "воздух-воздух" РВВ-АЕ, управляемое вооружение "воздух-поверхность", включая УР Х-29Т, противокорабельные ракеты Х-31 и корректируемые бомбы с лазерным наведением КАБ-500. Масса боевой нагрузки доведена до 8 000 кг (вместо 6000 кг). На подкрыльевые узлы допускается подвеска двух топливных баков ёмкостью по 2 000 л. Самолёт был изготовлен в единственном экземпляре в связи с отсутствием на него заказов.

Advertisement