Ace Combat вики
Advertisement

Су-33 (заводской шифр Т-10К; ранее известный как Су-27К; по кодификации НАТО: Flanker-D«Фланкер-Д») — советский/российский палубный истребитель четвёртого поколения, разработанный для ВМФ России в ОКБ Сухого под руководством Михаила Симонова.

Первый полёт Су-27К состоялся 17 августа 1987 года, а 1 ноября 1989 года Су-27К впервые в СССР осуществил взлёт и посадку «по-самолётному» на авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов». Принят на вооружение 31 августа 1998 года.

Хотя текущие планы ВМФ РФ состоят в постройке новых палубных самолётов МиГ-29К из-за их большей компактности и возможности увеличения авиагруппы авианосца «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов», текущий парк Су-33, имеющих большую грузоподъёмность и дальность, планируется сохранять и модернизировать: для этого в 2016 году начато снова производство двигателей «АЛ-31Ф серии 3» для Су-33, а также начата модернизация самолёта установкой прицельной системы СВП-24.

Особенностью Су-33 является возможность работы как самолёта-заправщика за счёт подвесного контейнера УПАЗ. При этом сам самолёт имеет штатное оборудование для дозаправки в воздухе. То есть Су-33 с УПАЗ может произвести дозаправку и МиГ-29К, и другого Су-33.

В 1999 году был построен 1 экземпляр двухместной учебно-боевой модификации Су-33, получивший обозначение Су-33УБ (Су-27КУБ), который серийно не строился.

Су-33 в играх серии Ace Combat[]

Su-33 cockpit ACAH

В кабине Су-33 (АСАН)

Примечание: в играх серии Ace Combat начиная с игры Ace Combat 6: Fires of Liberation Су-33 заменил Су-27.

Вооружение[]

Стандартное[]

Особое[]

"Фланкер" для авианосцев[]

Предпосылки к созданию[]

Невозможность использовать палубный СКВВП Як-38 (кодовое обозначение НАТО — "Форджер") в качестве средства ПВО корабельной группировки сильно снизило ценность авианесущих противолодочных крейсеров проекта 1143 "Киев", "Минск", "Новороссийск" и "Баку" (позднее "Адмирал Горшков"). Поэтому было принято решение разработать более крупный авианесущий корабль, способный нести обычные самолёты, а не самолёты СКВВП и вертолёты. В 1972 году в Невском ПКБ был разработан проект атомного авианосца с катапультным взлётом и водоизмещением порядка 80 000 т (пр. 1160). Первоначально его предполагалось оснастить истребителями корабельного базирования МиГ-23А ("оморяченный" МиГ-23МЛ), корабельными бомбардировщиками Су-24К, а также противолодочными самолётами П-42 (ОКБ им. Бериева). Однако в ОКБ Сухого посчитали, что Су-24 будет слишком тяжёл для корабля и в 1973 году убедили командование ВМФ, что наиболее приемлемым с точки зрения критерия "эффективность — стоимость" будет палубный вариант разрабатывавшегося в то время истребителя Т-10 (будущий Су-27). Взлёт самолётов с палубы авианосца должен был выполняться с при помощи паровой катапульты с использованием жёсткой сцепки передней опоры шасси с челноком катапульты или посредством "уздечки" (тросового соединения крыла с челноком).

Однако в силу ряда политических и экономических причин, а также смерти в 1976 году наиболее влиятельных сторонников строительства авианосца — министра обороны А.А. Гречко и министра судостроительной промышленности Б.Е. Бутомы — работы по проекту 1160 остановились.

По тем же причинам не получил развития и проект 1153 — атомный авиаосец водоизмещением 70 000 т, оснащённый самолётами Су-27К, МиГ-23К (развитие МиГ-23А с более мощным двигателем Р-100, крылом увеличенной площади и системой дозаправки топливом в воздухе) и Су-25К.

В 1977 году принимается правительственное решение о строительстве пятого авианесущего крейсера (проект 1143.5), имеющего увеличенное водоизмещение и оснащённого катапультами и аэрофинишёрами. В состав корабельной авиагруппы планировалось включить истребители вертикального взлёта и посадки Як-141, вертолёты Ка-27, а также самолёты с горизонтальным взлётом и посадкой — истребители Су-27К и МиГ-29К, штурмовики Су-25К и самолёты ДРЛО Ан-71.

Су-27К формируется[]

В 1978 году ОКБ подготовило аванпроект корабельного варианта истребителя Су-27 (ещё в первоначальной конфигурации, соответствующей конфигурации самолёта Т-10), получившего обозначение Су-27К (Т-12). Самолёт предполагалось оснастить складывающимся крылом, тормозным гаком и усиленным шасси. Предусматривались меры по дополнительной антикоррозионной защите планера и силовой установки.

Для разработки специфических систем, необходимых для обеспечения взлёта и посадки самолёта на палубу авианосца (катапульты, аэрофинишёры, оптические и радиолокационные средства посадки), и подготовки морских лётчиков было решено недалеко от города Саки в Крыму построить лётно-тренировочный комплекс НИТКА (Наземный Испытательный Тренировочный Комплекс Авиационный).

Однако в 1981 году по требованию Генштаба водоизмещение пятого авианосца (пр.1143.5) было решено сократить до размеров авианосца пр. 1143.4 ("Баку"). Корабль во время закладки получил название "Рига" (во время спуска на воду в декабре 1985 года его переименовали в "Леонид Брежнев", а завершили его строить как "Тбилиси"). Одновременно отказались и от применения катапульт. В результате потребовались поиски новых средств обеспечения горизонтального взлёта. Первоначально рассматривалась возможность использования стартовых твёрдотопливных ускорителей. Но в дальнейшем ОКБ им. Сухого и А.И. Микояна, а также ЦАГИ и ЛИИ предложили для взлёта самолётов, обладающих большой тяговооружённостью, применить стартовый трамплин. Трамплин уже предлагался ранее для СКВВП Як-141, чтобы помочь ему взлетать с полной нагрузкой.

Летом 1981 года было одобрено решение провести лётные испытания самолётов Су-27 и МиГ-29 на комплексе НИТКА. Для этого в испытательном центре была построена наклонная взлётная рампа Т-1, первые полёты с которой состоялись летом 1982 года. В них принимал участие третий опытный истребитель Су-27 (Т-10-3) и седьмая опытная машина МиГ-29 (бортовой номер 918). Первый взлёт с трамплина 21 августа совершил самолёт МиГ-29, пилотировал который лётчик-испытатель Авиард Фастовец. Спустя неделю то же самое сделал лётчик-испытатель Николай Садовников на самолёте Т-10-3. Первые полёты показали, что профиль трамплина надо изменить: вместо дуги цилиндра следует применить кривую третьего порядка. Модифицированный трамплин получил обозначение Т-2. Одновременно установили тросовые аэрофинишёры. Несмотря на не совсем удачный профиль трамплина Т-1, проведённые на нём в 1982-1983 годах испытания подтвердили разумность данного метода взлёта. Первые пробные посадки на наземный аэрофинишёр выполнили на дооборудованном гаком экспериментальном МиГ-27 № 603 лётчики ЛИИ А.В.Крутов и С.Н.Тресвятский. Летом 1983 года гаком оснастили и Т-10-3, а также МиГ-29 № 918. Поскольку лётный ресурс Т-10-3 был уже исчерпан, самолёт решили использовать для отработки торможения на аэрофинишёре без выполнения полётов — так называемых наездов на аэрофнишёр. Первые такие наезды были осуществлены 11 августа 1983 года Н.Ф. Садовниковым, затем в этих испытаниях приняли участие В.Г. Пугачев и И.В. Вотинцев. Всего до конца октября 1983 г. на самолетах Т-10-3, МиГ-27 №603 и МиГ-29 № 918 было выполнено 174 торможения на аэрофинишёре.

В 1983 году в ОКБ им. П.О. Сухого приступили к оценкам возможности взлёта истребителя Су-27 с палубы авианосца (тогда же был заложен и первый корабль пр. 1143.5).

18 апреля 1984 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР своим постановлением поручили ОКБ Сухого разработку на базе Су-27 палубного истребителя ПВО Су-27К (Т-10К), работы развернулись под руководством главного конструктора К.Х. Марбашева (с 1989 года главный конструктор корабельной авиации в ОКБ им. П.О. Сухого), общее руководство программой осуществлял генеральный конструктор М.П. Симонов. Этим же документом ОКБ Микояна было дано указание создать лёгкий многоцелевой палубный истребитель МиГ-29К, способный наносить удары по надводным и береговым целям. В соответствии с указанным решением, в ОКБ Сухого приступили к следующему этапу испытаний на комплексе НИТКА, в которых принял участие один из первых серийных Су-27, которому дали обозначение Т-10-25. К лету 1984 года трамплин Т-2 был готов. 25 сентября с него взлетел на Т-10-25 Н. Садовников, а 1 октября на МиГ-29 №918 — лётчик-испытатель Валерий Меницкий. Комплекс НИТКА использовался не только для отработки взлётов и посадок. На нём также отрабатывалось некоторое корабельное оборудование: оптическая система посадки "Луна-3", в состав которого входили разноцветные огни, предупреждающие лётчика об отклонении от глиссады, радиотехническая система посадки "Резистор" и другие системы.

Тем временем вслед за ТАВКР проекта 1143.5 был заложен однотипный корабль (пр. 1143.6), получивший впоследствии имя "Варяг". В дальнейшем был заложен более крупный и совершенный авианесущий крейсер пр. 1143.7 "Ульяновск" с ядерной силовой установкой и тремя паровыми катапультами. Советские тяжёлые авианесущие крейсера (ТАВКР) несли меньшее число палубных самолётов, чем американские многоцелевые авианосцы. Однако, в известной мере, их боевые возможности можно было уравнять, оснастив ТАВКР многоцелевыми самолётами, способными вести борьбу как с самолётами противника, так и с его надводными кораблями. Для этого в состав вооружения истребителя предполагалось включить противокорабельные и противорадиолокационные ракеты, а также корректируемые и свободнопадающие авиабомбы.

Корабельная машина отличалась от Су-27 берегового базирования аэродинамической схемой "продольный интегральный триплан" — сочетанием обычного горизонтального хвостового оперения с передним горизонтальным оперением (ПГО). Предварительные исследования модификации самолёта Су-27 подобной схемы были начаты в ОКБ ещё в 1977 году. ПГО служило для формирования мощных вихревых жгутов, управляющих пограничным слоем, "набухающим" на крыле при полёте самолёта на больших углах атаки. Однако продувки в аэродинамических трубах различных вариантов ПГО для Су-27, выявили наличие ряда проблем с обеспечением управляемости самолёта в продольном канале на некоторых углах атаки, что потребовало дополнительных исследований.

Весной 1982 года аэродинамиками был наконец-то отработан вариант ПГО, пригодный для установки на самолёт Су-27, и в мае 1985 года опытная машина Т-10-24 с передним горизонтальным оперением, пилотируемая лётчиком-испытателем В.Г. Пугачёвым, впервые поднялась в воздух, испытания начались летом 1986 года. Её испытаниями руководил ведущий инженер Г.С. Кузнецов. Полёты подтвердили ожидаемое улучшение взлётно-посадочных характеристик (что было особенно важно для корабельного самолёта), а также характеристик устойчивости и управляемости на больших углах атаки. Т-10-24 стал "предтечей" палубного истребителя Су-27К (Су-33), а также других модернизированных машин семейства Су-27Су-34, Су-35 и Су-37. Ровно через год с трамплина стал летать Т-10У-2, который был одним из первых серийных двухместных Су-27УБ. От исходного он отличался наличием системы заправки топливом в полёте и тормозным крюком. Кроме лётчиков-испытателей из ОКб Сухого и Микояна и ЛИИ в испытаниях стали принимать участие военные лётчики полковники Юрий Семкин и Владимир Кондауров из ГК НИИ ВВС. Именно им предстояло проводить государственные испытания самолётов на корабле. некоторое время спустя допуск к самостоятельной посадке на палубу получили два первых лётчика Северного флота — полковники Тимур Апакидзе и Николай Яковлев.

Сразу после выхода упомянутого ранее правительственного решения оба ОКБ приступили сначала к эскизному, а потом к детальному проектированию палубных самолётов.

Опытный Су-27К (Т-10К) представлял собой переоборудованный вариант серийного истребителя Су-27 (Т-10С). Авионика и состав вооружения на этом самолёте остались без изменений, Су-27К имел доработанную систему дистанционного управления (по всем трём осям) и гидросистему. Площадь крыла у палубных истребителей Су-27К и МиГ-29К увеличилась почти на 10%, а на "сухом" ещё добавили цельноповоротное ПГО. Консоли крыла и стабилизатора, а также штанга ПВД были выполнены складными (размах крыла при этом уменьшался в два раза, складывающееся горизонтальное оперение предназначалось для размещения самолёта на самолётоподъёмнике имевшим ширину 8 метров). Односекционный флаперон заменили двухсекционным закрылком с углом отклонения 45 град и зависающим элероном. Увеличилась площадь отклоняемого носка крыла (который выполнили трёхсекционным). Было значительно усиленно шасси, обеспечивающее амортизацию при посадке без выравнивания в условиях качки корабля. Все опоры шасси оборудовали узлами швартовки и буксировки корабельными средствами. На передней опоре разместили дополнительные посадочные фары и трёхцветный сигнализатор положения самолёта на глиссаде. Под укороченной хвостовой частью установили тормозной гак с демпфером, исключающим удар гака о конструкцию самолёта при зацеплении за трос аэрофинишёра. Самолёт получил систему дозаправки топливом в полёте и ряд других усовершенствований, определяемых его целевым назначением. Была усовершенствована БРЛС, которая могла надёжно вести поиск целей на фоне моря. Установка системы передачи информации позволяла использовать авианесущий корабль в качестве станции управления. Оба истребителя были оснащены специальным радиооборудованием, обеспечивающим ближнюю навигацию. Особо внимание было уделено защите самолётов от воздействия солёной морской воды; многие узлы и агрегаты были надёжно изолированы.

Меры по "оморячиванию" самолёта привели к увеличению его посадочной массы на 2 500 кг (на 10-12% по сравнению с сухопутным вариантом, почти на столько же ухудшились лётные характеристики).

Первые самолёты[]

К началу 1986 года на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве была практически завершена постройка авианесущего крейсера проекта 1143.5. К этому моменту ОКБ Сухого и Микояна активно велась подготовка к постройке первых опытных самолётов Су-27К и МиГ-29К. "Суховцы" первыми смогли построить и показать свой самолёт. Первый полёт опытной машины Т10-К1 совершил 17 августа 1987 года лётчик-испытатель Виктор Пугачёв. На этом самолёте сначала крыло и стабилизатор не складывались, складывающимися их сделали летом 1988 года.

Второй опытный самолёт Су-27К (Т10-К2) взлетел в декабре того же года. После заводских испытаний обе машины были доставлены в Саки (Крым) для испытаний на комплексе НИТКА. 23 июня 1988 года лётчик-испытатель Токтар Аубакиров поднял в небо первую машину МиГ-29К (борт 311), которая на следующий год прилетела в Крым. В испытательном центре в Саках истребители Су-27К и МиГ-29К выполнили большое число взлётов с трамплина и посадок на тросовые аэрофинишёры.

21 октября 1989 года авианесущий крейсер 1143.5, которому было присвоено название "Тбилиси", покинул достроечный бассейн на верфи в Николаеве и взял курс на Севастополь в район морского испытательного полигона. В течении 10 дней истребители совершали ознакомительные облёты корабля, пока не наступила знаменательная для российской авиации дата — 1 ноября 1989 года. Именно в этот день Виктор Пугачёв на втором опытном Су-27К (первый в сентябре 1988 года разбился) и Токтар Аубакиров на МиГ-29К стали первыми советскими лётчиками, совершившими посадку на корабль (в их число также попали Игорь Вотинцев и Александр Крутов, посадившие тогда же на "Тбилиси" двухместный Су-25УТГ). В этот же день Аубакиров впервые выполнил взлёт с корабельного трамплина. А 21 ноября лётчик-испытатель В.Г. Пугачёв впервые посадил Т10-К2 на палубу крейсера в ночных условиях. Программа лётных испытаний завершилась 22 ноября, после чего "Тбилиси" ушёл в Николаев для достройки и установки необходимых систем и механизмов. В течении трёх недель было выполнено 227 полётов и 35 посадок на корабль, из которых 20 на Су-27К совершили лётчики Виктор Пугачёв, Юрий Семкин и Евгений Фролов и 15 на МиГ-29К — лётчики Токтар Аубакиров, Владимир Кондауров и Анатолий Квочур.

Перед тем как 25 декабря 1990 года войти в состав ВМФ, авианесущий крейсер из "Тбилиси" окончательно переименовали в "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов". Через год в декабре 1991 года ТАВКР покинул Николаев и совершил переход из Севастополя в Североморск, вступив в состав Северного флота России. К этому времени на КнААПО была завершена постройка первого серийного Су-27К. В течении 1990-1991 годов были изготовлены семь серийных Су-27К (Т10-К3 — Т10-К9), предназначенные для заводских и войсковых испытаний.

В марте 1991 года Су-27К поступил на государственные испытания, которые проходили на аэродромах крымского филиала ГК НИИ ВВС. В августе там же начались госиспытания МиГ-29К. Через некоторое время испытания были перенесены на "Адмирал Кузнецов". Несмотря на то что за время испытаний были потеряны два истребителя Су-27К (Т10-К1 и Т10-К8), ОКБ Сухого успешно выполняло программу и существенно опережало своего конкурента, так как обладало семью истребителями в то время как "микояновцы" имели всего лишь два. Кроме того, на МиГ-29К из-за наличия большого количества технических новинок часто возникали проблемы с авионикой и силовой установкой.

На службе в ВМФ РФ[]

Распад СССР и значительное сокращение военных расходов привели к замораживанию программы разработки новых авианесущих кораблей. В начале 1992 года на заводе в Николаеве (ставшем собственностью независимой Украины) в состоянии около 70%-ной готовности была прекращена постройка авианосца "Варяг", который в апреле 1998 года был продан в Китай, где был достроен как "Ляонин" и 25 сентября 2012 года введён в состав ВМС НОАК. В феврале 1992 года началась разделка на металл корпуса атомного авианосца "Ульяновск", который был заложен в ноябре 1988 года. К моменту разделки степень его готовности была около 20%. При отсутствии перспектив в постройке новых авианесущих кораблей стала очевидность нецелесообразного создания второго палубного истребителя. Строившихся в это время 24 истребителей Су-27К оказалось достаточно для "Адмирала Кузнецова", поэтому в августе 1992 года государственные испытания МиГ-29К были прекращены.

Пару опытных МиГ-29К законсервировали. Опытная машина 311 совершила 320 полётов, а самолёт 312 поднимался в воздух 106 раз.

Государственные испытания Су-27К продолжались ещё три года и в декабре 1994 года государственные испытания самолёта были завершены с рекомендацией принятия самолёта на вооружение. Истребители вошли в состав 279-го КИАП и официально истребитель под обозначением Су-33 был принят на вооружение ВМФ России Указом Президента РФ от 31 августа 1998 года спустя три с половиной года после завершения испытаний. За три года до этого, в декабре 1995 года "Адмирал Кузнецов" покинул Североморск, взяв курс на Средиземное море. Корабль впервые вышел в открытый океан. За три месяца плавания он преодолел 16 000 миль через Баренцево, Норвежское, Средиземное, Ионическое и Адриатическое моря. На борту авианосца находилось 13 истребителей Су-27К, два учебно-тренировочных самолёта Су-25УТГ и девять вертолётов Ка-27. За время плавания они выполнили свыше 400 полётов.

Более впечатляющими характеристиками по сравнению с базовым Су-33 должен был обладать двухместный учебно-боевой вариант истребителя. В начале 1999 года фирма "Сухой" и КнААПО построили двухместный учебно-боевой самолёт Су-33УБ (ранее был известен как Су-27КУБ) с рядным расположением экипажа (как на Су-34). Опытный самолёт был получен путём переоборудования второго серийного Су-27К (Т-10К-4). Изменению подверглась и аэродинамика самолёта: по сравнению с Су-33 увеличена площадь килей, изменена форма и увеличена площадь переднего и заднего горизонтального оперения. Также значительно увеличена площадь крыла — на 8 м², крыло получило бесщелевой носок с гибкой обшивкой из композитного материала, что создаёт адаптивное крыло. В отличие от Су-33, стабилизаторы выполнены нескладывающимися, оси складывания крыла вынесены так, чтобы в сложенном положении размах крыла соответствовал размаху горизонтального оперения. В отличие от Су-34, поперечное сечение головной части фюзеляжа выполнено круглым, а не эллиптическим, что прежде всего объясняется формой выбранной радиолокационной станции. Сначала предполагалась установка РЛС с пассивной ФАР «Жук-27», затем было принято решение о применении РЛС «Жук-М», обладающей бо́льшими возможностями и лучшими характеристиками. Визор оптико-локационной станции располагается на оси симметрии самолёта, тогда как на одноместном Су-33 ОЛС расположена справа от лётчика. Первый полёт самолёт совершил 29 апреля 1999 года, однако программа была закрыта в 2009 году, построен один экземпляр Су-33УБ.

С ноября 2016 года по 6 января 2017 года «Адмирал Кузнецов» выполнял боевые задачи в составе оперативного соединения дальней морской зоны ВМФ России у берегов Сирии. Во время этого похода корабль впервые принял участие в реальных боевых действиях. На борту авианосца находилось более 40 самолётов и вертолётов. Впервые в истории России осуществлено боевое применение палубных самолётов Су-33, один самолёт потерян.

Shenyang J-15 — китайский вариант Су-33[]

После запуска в серийное производство истребителей J-11, являющихся копиями российских Су-27, в конце 90-х представители Китая обращались к властям России по поводу покупки 50 истребителей Су-33, однако в ходе переговоров это количество было уменьшено до 2-х машин, после чего российская сторона прекратила переговоры, посчитав подобную сделку утечкой технологий, как это уже было с самолётом J-11.

В 2001 году Китай купил у Украины Т-10К-7, один из первых прототипов Су-33, а в начале июня 2010 года было объявлено, что Китай завершил создание первого прототипа нового палубного истребителя. Столь длительная задержка была вызвана проблемой, связанной с технологией функционирования складывающегося крыла палубных истребителей. Однако, некоторые китайские СМИ со ссылкой на представителей компании-разработчика отметили, что J-15 не является копией Су-33 (обосновав это устареванием авионики, датчиков и ракет оригинала), а представляет собой усовершенствованный проект J-11B (копия Су-27), получивший, в частности, переднее цельноповоротное горизонтальное оперение. По данным китайского издания Global Times, первый полёт J-15 состоялся 31 августа 2009 года. 24 ноября 2012 года проведена первая успешная посадка истребителя на палубу авианосца «Ляонин».

Advertisement