Ace Combat вики
Advertisement

"Кфир" С.7 Феникса в игре Ace Combat 2

Кфир (ивр. ‏כפיר‏‎, «львёнок») — всепогодный многоцелевой истребитель, созданный фирмой Israel Aerospace Industries на основе Dassault Mirage III с израильской авионикой и производимой в Израиле версией американского двигателя General Electric J79. Модификация С.7 стала самой совершенной модификацией, состоявшей на вооружении ВВС Израиля.

Производство первой серийной модификации С.1 началось в 1975 году, в 1976 году началось производство модификации С.2, а в 1983 году самолёты модификации С.2 стали модернизировать до уровня С.7. Для экспорта была разработана модификация С.10, которая поступила в ВВС Колумбии.

Помимо Израиля, "Кфиры" поставлялись в Колумбию, Эквадор и Шри-Ланку. Также в 1985—1989 годах 25 самолётов «Кфир» С.1 были поставлены США, они использовались (под обозначением F-21A Kfir) для учебных целей: 12 шт. — флотом США и 13 шт. — морской пехотой США. "Кфир" снят с вооружения ВВС Израиля в 1996 году, однако в ВВС Колумбии и в ВВС Шри-Ланки "Кфиры" ещё эксплуатируются.

Kfir C.7 в играх серии Ace Combat[]

Самолёт присутствует только в игре Ace Combat 2.

Вооружение[]

История создания[]

"Кфир" в ангаре

Предпосылки к созданию[]

Всепогодный истребитель с треугольным крылом «Mirage IIICJ» был первым сверхзвуковым истребителем, приобретённым Израилем и стал основой ВВС в 1960 годы вместе с A-4 Skyhawk и F-4 Phantom II. «Mirage IIICJ» был наиболее эффективен как истребитель завоевания превосходства в воздухе, но небольшая дальность полета не позволяла его использовать для ударов по наземным целям.

В середине 1960 годов по заказу Израиля Dassault Aviation начала разработку Mirage 5, дневного истребителя-бомбардировщика на базе Mirage III. По требованиям Израиля часть новейшего оборудования была убрана и увеличена ёмкость топливных баков и за счёт этого снизилась цена самолета. В 1968 году фирма Dassault построила 50 Mirage 5J, оплаченных Израилем, но самолёты не были поставлены Израилю из-за эмбарго на поставки оружия, наложенного правительством Франции в 1967 году после Шестидневной войны. В Израиле после 1969 года были построены нелицензионные копии Mirage 5 — самолеты IAI Nesher ("Гриф") (61 шт). Производство Mirage 5 без кооперации с французами стало возможным только благодаря энергичным действиям спецслужб Израиля, добившихся большого успеха на ниве промышленного шпионажа. Документация на ТРДФ Atar была похищена на заводе в Швейцарии, выпускавшем эти двигатели по лицензии, а множество чертежей самолета доставили непосредственно из Франции.

После войны 1973 года Франция сняла эмбарго на поставки военной техники Израилю, и в результате был инициирован проект "Black Curtain", реализация которого привела к появлению Kfir. Другим результатом отмены эмбарго стало прекращение работ по Nesher после постройки 51 одноместного Nesher S и десяти спарок Nesher T. Эти самолеты часто применялись в последующих вялотекущих войнах в 1970-х годах, когда бои спорадически вспыхивали на границах Израиля с арабским миром. К 1977 году Nesher в ВВС Израиля были вытеснены самолетами Kfir.

Создание "Львёнка"[]

Самолёт ведомого Феникса

Эмбарго президента де Голля заставило Израиль искать альтернативных поставщиков вооружений. Таким новым продавцом боевой техники стали Соединённые Штаты. В 1969 году Израиль купил более двух сотен американских "Фантомов" и полсотни лёгких штурмовиков А-4 "Скайхок". Начиная с этого момента, они активно использовались во всех конфликтах на Ближнем Востоке.

"Нешер" на фоне "Фантома" выглядел довольно скромно как по вооружению, так и по авионике. РЛС "Нешера" фактически была радиолокационным дальномером, а прицел и навигационное оборудование уже не отвечали современным требованиям. Кроме этого, лётчиков беспокоили низкая надёжность ТРД "Атар" и его довольно высокий расход топлива, по сравнению с американскими двигателями. Идея унификации силовых установок боевых самолётов Израиля была впервые высказана в 1969 году, сразу после принятия на вооружение F-4E. Соответствующая программа исследований получила название "Чёрный Занавес" (Black Curtain). Однако просто так взять и поставить на "Мираж" двигатель J79 от того же "Фантома" было невозможно. У "Атара" и J79 отличалось всё: крепление, расположение коробки агрегатов, регулирование и управление, подвод топлива, температурные режимы и т.д. Наконец, совершенно разными были габариты и масса. J79 оказался короче на 300 мм и толще (больше по диаметру), чем "Атар". Перед специалистами встали серьёзные проблемы. Однако с помощью американцев конструкцию планера доработали и двигатель J79 удалось разместить внутри планера "Миража" без изменения внешних обводов. Двигатель также пришлось немного модифицировать.

Лётные испытания обновлённой силовой установке были проведены на доработанном двухместном Mirage IIIBJ, первый полёт 21 сентября 1970 года. Испытания не выявили каких-либо больших проблем в работе новой силовой установки. И тогда военные решили установить J79 на боевой самолёт, которому сначала присвоили наименование "Раам" ("Гром"), а затем - "Кфир" (с иврита -"Молодой лев", "Львёнок").

Первый образец "Кфира" создавался на базе "Нешера" . 4 июня 1973 года лётчик-испытатель Асаф Бен-Нун поднял его в воздух. В ходе испытаний в конструкцию вносились изменения. В частности, для улучшения охлаждения форсажной камеры на фюзеляже поставили воздухозаборник у основания киля. 21 июня 1973 года "Кфир" преодолел звуковой барьер. Начало поставок серийных истребителей в части планировали на ноябрь, но 6 октября лётные испытания пришлось прервать - началась война "Судного дня".

После войны испытания возобновились. Полностью оборудованный "Кфир" оказался на 1000 кг тяжелее, чем "Нешер", а оборудование сместило его центр тяжести вперёд и запас статической устойчивости самолёта увеличился, соответственно, управляемость стала хуже. Для истребителя это не совсем хорошо, но увеличение тяги двигателя на 35% добавило тяговооружённости, что несколько компенсировало недостатки, хотя лётчики ожидали от "Кфира" большего.

Торжественная церемония по поводу запуска самолёта в серию проходила 14 апреля 1975 года в аэропорту Бен-Гурион, при большом стечении народа, с показательным полётом "Кфира". Хотя те, кто знали о недостатках "Кфира", большого душевного подъёма не испытывали. Ввод самолётов в строй завершился в 1977 году.

Борьба с выявленными в ходе эксплуатации недостатками не прекращалась. Исправить положение помогли небольшие горизонтальные поверхности - ПГО, неподвижно прикреплённые к воздухозаборнику впереди крыла (вариант самолета с ПГО получил обозначение Kfir Canard, что позже добавило букву C в обозначении следующих модификаций). Они сместили аэродинамический фокус вперёд и улучшили управляемость. В дополнение к ним, в носовой части прикрепили два узких аэродинамических гребня, они направляли воздушный поток с носового конуса на ПГО. Кроме этого, гребни являлись генераторами вихрей, обеспечивая вихревое обтекание ПГО и корневой части крыла. На первый модификации ПГО было небольшой площади, она получила обозначение С.1.

На модификации С.2 площадь ПГО была увеличена, а для повышения поперечной устойчивости на больших углах атаки на передней кромке крыла сделали выступающий вперёд зуб, генерирующий мощный вихрь. Самолёты С.2, модернизированные до уровня С.7, получили по два дополнительных пилона под воздухозаборниками (общее количество было доведено до 9.) и обновлённое БРЭО. Двухместные УБС получили обозначение ТС.2/ТС.7. На экспорт была разработана модификация С.10 с обновлённой авионикой.

В 1980 годах «Кфир» стал специализированным истребителем-бомбардировщиком, задачи завоевания превосходства в воздухе в IAF были возложены на новоприобретенные F-15 и F-16. "Кфиры" сняты с вооружения ВВС Израиля в 1996 году.

Advertisement