Ace Combat вики
Advertisement

Tornado F3 (также Tornado F.Mk.3, F.3) — всепогодный дальний перехватчик, разработанный международным консорциумом Panavia, самолёт создан на основе истребителя-бомбардировщика Tornado IDS, перехватчик же получил обозначение Tornado ADV (Air Defense Variant — вариант ПВО). Tornado F3 является доработанным вариантом истребителя-перехватчика Tornado F.2, который был доведён до полностью боеготового состояния. Двухместный самолёт Tornado F.Mk.3 выполнен по нормальной балансировочной схеме с высокорасположенным крылом изменяемой стреловидности.

Первый полёт самолёта состоялся 20 ноября 1985 года. Первые истребители стали поступать на вооружение в 1986 году.  Выпущено в начале 90-х годов 197 единиц. Самолеты Tornado F.3 эксплуатировались ВВС Великобритании, ВВС Саудовской Аравии (24 единицы), а также 24 самолёта были взяты в аренду ВВС Италии у ВВС Великобритании для повышения своих возможностей противовоздушной обороны в ожидании появления Eurofighter Typhoon. В марте 1996 года самолёты прошли модернизацию, включающую установку новой систему управления оружием, позволяющую применять УР класса "воздух-воздух" AIM-120 AMRAAM и ASRAAM. ВВС Италии вернули последний Tornado ADV ВВС Великобритании 7 декабря 2004 года, а уже в 2011 году эксплуатация самолётов Tornado F.3 была прекращена в ВВС Великобритании и ВВС Саудовской Аравии.

Tornado F3 в играх серии Ace Combat[]

Примечание: несмотря на то, что в игре Ace Combat 2 тоже заявлен Tornado F3, на самом деле в игре представлен истребитель-бомбардировщик Tornado GR.1.

Вооружение[]

Стандартное[]

  • 27-мм автоматическая авиационная пушка револьверного типа Mauser BK-27 (BK расшифровывается как Bordkanone — в переводе с немецкого "бортовая пушка")
  • ракеты ближнего боя с тепловым наведением AIM-9M Sidewinder

Особое[]

Примечание: на самом деле ракеты Skyflash, показанные в игре Ace Combat 5: The Unsung War, являются британским вариантом ракеты AIM-7 Sparrow с полуактивным радиолокационным наведением и их отнесение к игровому классу ракет XMAA с активными радиолокационными ГСН является ошибочным.

Истребитель-перехватчик Tornado ADV[]

Предпосылки к созданию[]

Конец Второй мировой войны британские ВВС встретили, располагая весьма современной истребительной авиацией противовоздушной обороны, соперничать с которой могла, пожалуй, лишь авиация поверженной гитлеровской Германии. Англичане располагали весьма внушительным парком наиболее совершенных для своего времени реактивных истребителей Глостер "Метеор" и Де Хэвилленд "Вампир". Эти машины могли эффективно бороться с наиболее современными для своего времени поршневыми бомбардировщиками, в частности, самолётами Ту-4, начавшими поступать в полки советской дальней авиации в 1948 году. Были созданы и двухместные варианты этих перехватчиков, оснащённые радиолокационными прицелами, предназначенные для действий в ночное время и в сложных погодных условиях.

Однако и основной геополитический противник Великобритании — Советский Союз — не стоял на месте. В 1953 году было развёрнуто серийное производство значительно более совершенного, чем Ту-4, реактивного дальнего бомбардировщика Ту-16, как и Ту-4, способного достигать Британских островов с аэродромов на территории СССР, ГДР и Польши. Обладая максимальной скоростью порядка 1000 км/ч, сочетавшейся с мощным оборонительным вооружением, он был практически неуязвим для английских перехватчиков первого поколения.

Проблему усиления ПВО метрополии в начале 1950-х годов англичане попытались решить за счёт лизинга американских F-86 Sabre, показавших высокую эффективность во время войны в Корее, где они практически на равных противостояли советским истребителям МиГ-15. Несколько позже на вооружение британских ВВС начали поступать и истребители Хаукер "Хантер" английского производства, имевшие более мощное пушечное вооружение и больше подходившие для борьбы с тяжёлыми советскими бомбардировщиками. Как и "Сэйбры", они имели околозвуковую скорость и могли эффективно использоваться лишь в светлое время суток в простых погодных условиях. Однако Англия, как известно, страна туманов...

Первый двухместный реактивный всепогодный и всесуточный английский истребитель ПВО Глостер "Джавелин" начал разрабатываться в 1947 году. В 1951 году машина совершила первый полёт, однако доводка её затянулась. На вооружение самолёт был принят в ноябре 1955 года. За первыми модификациями, имевшими пушечное вооружение, в 1956 году последовала ракетная версия Gloster Javelin Mk 7 с ракетным вооружением — четырьмя УР "Файрстрик" с тепловой головкой самонаведения и максимальной дальностью пуска 6,4 км. Однако дозвуковая скорость (990 км/ч) делала этот самолёт эффективным лишь против бомбардировщиков типа Ту-4 и (в меньшей степени) Ту-16. Но уже в начале 1950-х годов для западных военных аналитиков стало очевидно, что советская авиационная промышленность создаст к началу 1960-х годов новые дальние ударные самолёты со сверхзвуковой скоростью. Для борьбы с ними требовались истребители-перехватчики, обладавшие значительно более высокими характеристиками.

В августе 1954 года на лётные испытания вышел самолёт Инглиш-Электрик Р.1А — прототип первого английского боевого сверхзвукового самолёта "Лайтнинг", поступившего на вооружение ВВС в 1960 году. В отличии от дальнего барражирующего перехватчика "Джавелин" новый истребитель, развивавший максимальную скорость 2215 км/ч и имеющий практический потолок 18 700 м, должен был нести боевое дежурство на земле, взлетая лишь после обнаружения цели радиолокаторами ПВО и наводясь на неё по командам с земли. Ни о каком барражировании в воздухе в ожидании появления противника не могло быть и речи: практическая дальность этого самолёта на большой высоте составляла всего 1200 км, а перегоночная (с ПТБ) — не превышала 2000 км. Вооружение перехватчика состояло из двух ракет "Файрстрик", пушек или НАР.

По тактике применения, основным тактико-техническим характеристикам, а также составу вооружения и БРЭО "Лайтнинг" был практически аналогичен зарубежным машинам подобного класса — американскому F-106, советским Су-9, Су-11 и Су-15, шведскому "Дракену", поступившим на вооружение в конце 1950-х — начале 1960-х годов. Он отличался от своих аналогов лишь рекордно большими размерами и массой (нормальная — 18 т, максимальная — 22,5 т). Для наведения "Лайтнингов" использовалась первая в Европе автоматизированная система управления истребителями ПВО Эллиот "Фэйр Бригэйд", мозгом которой являлась цифровая электронно-вычислительная машина Эллиот 803.

Выпуск "Лайтнингов" для ВВС Великобритании продолжался до 1967 года (экспортное производство завершилось позже в 1972 году). Полностью сменив к концу 1964 года "Джавелины", "Лайтнинги" до середины 1980-х годов вместе с зенитными ракетными комплексами средней дальности "Бладхаунд" состовляли основу ПВО Великобритании. В конце 1960-х годов эти самолёты были дополнены двухместными тяжёлыми истребителями F-4 Phantom II, строившимися в Англии по американской лицензии. Они имели массу и лётные характеристики близкие к "Лайтнингу", но несли значительно более мощную радиолокационную станцию и ракетное вооружение (4 управляемые ракеты AIM-7 Sparrow с дальностью 26 км и 4 ракеты ближнего боя AIM-9 Sidewinder).

Однако все вышеописанные авиационные и ракетные комплексы были оптимизированы для борьбы с высотными скоростными целями, в качестве наиболее сложной из которой рассматривался сверхзвуковой (М=1,5) однорежимный высотный бомбардировщик и разведчик типа Ту-22. В тоже время к началу 1970-х годов характер угроз изменился. Бомбардировщики Ту-16 успешно освоили малые высоты, что сделало фактически бесполезными ЗРК типа "Бладхаунд" и затрудняло использование истребителей. В боевые порядки этих машин стали включать самолёты-постановщики помех Ту-16П со сверхмощной системой РЭБ "Букет" и другой весьма эффективной аппаратурой, не имевшей аналогов в странах НАТО. С конца 1960-х годов в качестве основной угрозы начали рассматриваться ракетоносцы Ту-22К с авиационными крылатыми ракетами типа Х-22. Силам ПВО Великобритании требовалось уничтожать самолёты-носители до пуска ими крылатых ракет, так как последние, обладая скоростью, соответствующей М=3,3, являлись практически "несбиваемыми" целями. Разведке НАТО было известно и о работах, ведущихся в СССР по созданию нового, более совершенного, чем Ту-22К, многорежимного бомбардировщика-ракетоносца Ту-22М с крылом изменяемой стреловидности.

Самолёт "Фантом" II даже после проведения его модернизации, не обеспечивал достаточно эффективное решение новых задач по обороне Британских островов. Было очевидно, что требуется новый истребитель-перехватчик, способный успешно бороться как с маловысотными, так и с высотными скоростными целями. В то же время экономическое положение Англии накладывало довольно жёсткие ограничения на стоимость программы создания и производства такого самолёта.

После заключения в 1968 году Великобританией, ФРГ и Италией межправительственного соглашения о разработке истребителя-бомбардировщика Tornado IDS ВВС Великобритании приступили к изучению концепции нового дальнего всепогодного истребителя-перехватчика ПВО на основе этого самолёта.

Тактико-техническое задание ВВС на новый самолёт — Air Staff Requirement (AST) 395 — было утверждено в 1971 году. Перехватчик должен был обнаруживать и атаковать цели на максимальном удалении от Британских островов. Был сделан вывод, что наилучшим образом задача перехвата носителей скоростных КР может быть решена из положения дежурства в воздухе на рубежах, вынесенных в направлении ожидаемого подхода самолётов противника на удалении 500—700 км от аэродрома базирования. Перехват из положения дежурства на земле представлялся менее эффективным. Таким образом ВВС Великобритании требовался дальний барражирующий перехватчик, важнейшими качествами которого являлись большая дальность и продолжительность полёта. В то же время возможность ведения ближнего манёвренного воздушного боя не входила в число важных требований к новой машине.

Технические особенности самолёта Tornado IDS — крыло изменяемой стреловидности, высокоэкономичные двухконтурные турбореактивные двигатели, экипаж, состоящий из двух человек — обеспечивали возможность выполнения продолжительного патрулирования в сочетании с высокими разгонными характеристиками, скоростью и скороподъёмностью при атаке воздушных целей. В соответствии с AST 395 перехватчик предполагалось оснастить мощной БРЛС, способной обнаруживать и сопровождать воздушные цели на фоне земли и ракетами класса "воздух-воздух" средней дальности с полуактивным радиолокационным самонаведением "Скай Флэш". По финансовым соображениям конструкционные отличия от истребителя-бомбардировщика Tornado IDS предполагалось по возможности минимизировать.

Разработка[]

Рабочее проектирование Tornado ADV (Air Defence Variant — вариант ПВО) было начато фирмой ВАе 4 марта 1976 года. Конструкционные отличия перехватчика от исходного истребителя-бомбардировщика были минимальными, общность конструкций составляла 80%. При этом главные усилия разработчиков были направлены на формирование новых внутренних объёмов для размещения более мощного БРЭО и дополнительных запасов топлива, а также усовершенствование аэродинамики самолёта — требовалось повысить его характеристики в первую очередь на "сверхзвуке".

Для размещения новой, более крупной БРЛС "Фоксхантер" на 0,19 м была удлинена секция фюзеляжа перед кабиной экипажа и на 0,63 м — обтекатель антенны радиолокационной станции. Первоначально предполагалось разместить ракетное вооружение перехватчика на усовершенствованных подкрыльевых узлах подвески. Однако в дальнейшем было решено переместить ракеты класса "воздух-воздух" средней дальности, по примеру американцев, на подфюзеляжные конформные узлы подвески, более предпочтительные с точки зрения аэродинамики. Это, в свою очередь, потребовало новой фюзеляжной вставки длиной 0,54 м, расположенной за кабиной экипажа. В результате было сформировано четыре подфюзеляжных конформных узла в специальных подфюзеляжных нишах, расположенных попарно.

Удлинение фюзеляжа позволило несколько улучшить его аэродинамику, а также увеличить на 909 л и ёмкость внутренних топливных баков.

Важным нововведением явилось и оснащение самолёта убирающейся в фюзеляж штангой топливоприёмника, обеспечивающего дозаправку в полёте методом "шланг-конус". Вместо отсека левой пушки был сформирован отсек дополнительного радиоэлектронного оборудования.

В 1974 году фирма "Маркони" приступила к работам по созданию БРЛС для нового перехватчика, получившей название "Фоксхантер" ("Охотник на лис"). ВВС требовалась станция, способная обнаруживать воздушные цели (в том числе и маловысотные) на относительно большой дальности. Основные противники — самолёты типа Ту-16 и Ту-22 — должны были обнаруживаться на дальности до 100 морских миль (185 км).

В отличии от новых американских БРЛС, разрабатываемых для самолётов F-14, F-15, F-16 и F/A-18 и имеющих щелевые антенные решётки с электронным сканированием по углу места и механическим сканированием по азимуту, английская станция была оснащена более "консервативной" (но лучше отработанной) антенной Кассегрена. Две подобных антенны значительно большего размера предполагалось установить и на создававшемся в то время английском самолёте ДРЛО AEW Nimrod, впрочем, так и не доведённого до серии.

Подверглась изменениям навигационная система самолёта Маркони FIN 1010 (вместо одной гироплатформы 1010 было установлено две), до 128000 бит был увеличен объём памяти БЦВМ. Самолёт получил системы предупреждения сваливания в штопор SPILS и ограничения углов атаки AMDS (отсутствовавшие на истребителе-бомбардировщике Tornado IDS). На 30% были уменьшены усилия на ручке управления (что более соответствовало "истребительной" специфике самолёта). Первый из трёх опытных самолётов поднялся в воздух 27 октября 1979 года. Один из прототипов имел двойное управление, что позволяло использовать его и в качестве учебно-тренировочной машины.

В ходе испытаний и доводки Tornado ADV не возникло сколько-нибудь серьёзных проблем (сказывалась высокая степень общности с серийным истребителем-бомбардировщиком). 12 апреля 1984 года в воздух поднялся первый серийный самолёт. Следует отметить, что приблизительно в это же время прекратилось серийное производство ближайшего аналога Tornado ADV — советского перехватчика МиГ-25П и началось производство самолёта нового поколения Су-27.

Производство[]

18 машин первой партии, поставки которых ВВС Великобритании завершились к октябрю 1985 года, были выпущены в варианте F.Mk 2. Они были оснащены двумя двигателями RB199 Mk 103.

20 ноября 1985 года начались лётные испытания перехватчика Tornado F.Mk 3, оснащённого более мощными двигателями RB199 Mk 104. Увеличение тяговооружённости позволило несколько улучшить взлётные характеристики самолёта. В частности, появилась возможность эксплуатировать перехватчик со специально оборудованных прямых участков автострад.

Если на самолёте F.Mk2 угол стреловидности крыла устанавливался лётчиком вручную, то на новой модификации появилась автоматическая система управления перекладкой крыла. В июле 1986 года первый F.Mk 3 был поставлен Королевским ВВС.

До 24 марта 1994 года, когда в воздух поднялся последний серийный перехватчик Tornado ADV, было выпущено в общей сложности 197 самолётов — три опытные машины, 18 Tornado F.2 и 176 Tornado F.3. При этом 58 самолётов имели двойное управление, а на остальных органы управления располагались лишь в передней кабине.

Первоначально предполагалось, что 18 самолётов первой серийной партии будут в дальнейшем доработаны до стандарта F.Mk 3 (модернизированным машинам с двигателями RB109 Mk 103 предполагалось присвоить обозначение F.Mk 2A). Однако времена изменились и угроза Британским островам со стороны советских бомбардировщиков если не совсем "сошла на нет", то стала весьма абстрактной. В этих условиях было решено вывести самолёты первой серии в резерв или передать их в школы ВВС в качестве учебных пособий". Также эти машины использовались и как источники запчастей для перехватчиков более позднего выпуска. Из-за недоведённости радиолокационного комплекса первые перехватчики "Торнадо" поставлялись заказчику без радиолокатора, вместо которого в носовой части устанавливался балласт. Поставки серийных БРЛС "Фоксхантер" начались лишь в июле 1986 года с самолётами основной серийной модификации F.3.

Британские ВВС получили 173 перехватчика "Торнадо". Эти самолёты обеспечивали ПВО Британских островов, а также прилегающих к ним морских акваторий. Кроме того, четыре перехватчика базировались на Фолклендских (Мальвинских) островах, на которые по прежнему претендует Аргентина.

К истребителю-перехватчику "Торнадо" проявили интерес и зарубежные покупатели. В марте 1989 года поставки машин этого типа начались в Саудовскую Аравию, ранее закупившую 96 истребителей-бомбардировщиков Tornado IDS. 8 октября 1990 года саудовцы получили последний из 24 заказанных самолётов (шесть машин для Саудовской Аравии имели двойное управление, а остальные — одинарное).

Tornado ADV заинтересовался и Оман. Не дожидаясь окончательного оформления контракта, фирма ВАе заложила самолёты для оманских ВВС. Однако договор так и не был подписан, в результате чего восемь самолётов оманской партии (все с двойным управлением) достались ВВС Великобритании.

17 ноября 1993 года министерства обороны Великобритании и Италии подписали договор о предоставлении итальянцам в лизинг сроком на 10 лет 24 английских перехватчика Tornado F.3. Передача всей партии (в том числе четырёх машин с двойным управлением) была произведена в 1995-1997 годах.

Итальянские истребители-перехватчики "Торнадо" служили для дополнения, а затем и замены старых истребителей F-104S Starfighter. Предполагалось, что они должны были обеспечивать ПВО Апениннского полуострова до появления в составе итальянских ВВС истребителя Eurofighter Typhoon. Однако задержки в производстве "Тайфунов" вынудили итальянцев искать дополнение, а затем и замену для арендованных Tornado ADV.

Модернизации[]

Первоначально предполагалось, что истребитель-перехватчик будет оснащён и телевизионной системой, обеспечивающей опознавание воздушных целей на большой дальности днём или в лунную ночь. Однако эта система на перехватчиках "Торнадо" так и не появилась, как и нашлемная система целеуказания для ракет AIM-9L.

В рамках модернизации вооружения истребителя-перехватчика была предпринята попытка создания ракеты "Актив Скайфлэш", оснащённой активной системой радиолокационного самонаведения. Однако решить задачку не удалось. Позже совместно со шведской фирмой "Сааб"была предпринята попытка разработать УР Skyflash 90, также имеющую активную ГСН (шведы планировали переоснащение новой ракетой перехватчиков Сааб JA37 Viggen). Однако и эта программа не была доведена до завершения.

В 1992 году в отделении фирмы ВАе в городе Уортон начались работы по переоснащению самолёта Tornado F.Mk.3 американскими ракетами средней дальности с активным радиолокационным наведением AIM-120 AMRAAM. При этом потребовалось модернизировать систему управления вооружением и усовершенствовать программное обеспечение. Одновременно была доработана и система "свой-чужой".

Однако полностью интегрировать американскую ракету в английский авиационный комплекс не удалось. В результате на режимы применения УР AMRAAM были наложены ограничения, не позволяющие в полной мере использовать весь потенциал этой ракеты. Позже в состав вооружения перехватчика была добавлена и английская высокоманёвренная ракета ближнего воздушного боя AIM-132 ASRAAM, но и как в случае с ракетой AMRAAM, её также не удалось полностью интегрировать и на её применение были наложены ограничения.

C 1989 года как на новых, так и на проходящих плановый ремонт самолётах Tornado F.3 начали устанавливать ручку управления и РУД, соответствующие требованиям HOTAS (пилотирование не снимая рук с рычагов управления). Тогда же на самолётах появились контейнеры с тепловыми ловушками. Всё это свидетельствовало о стремлении ВВС повысить способность самолёта вести воздушный бой с истребителями: если раньше в качестве противников Tornado ADV рассматривались лишь советские бомбардировщики, то во второй половине 1980-х годов вполне вероятной стала встреча над Британскими островами и с самолётами сопровождения Су-27, обладающий боевым радиусом до 1400 км.

Однако в первой половине 1990-х годов, учитывая негативный опыт использования Tornado ADV в ходе боевых действий в районе Персидского залива, руководство ВВС приняло решение полностью заменить в начале следующего десятилетия эти перехватчики на истребители нового поколения EF2000. Кроме того, в качестве временной меры рассматривалась возможность лизинга американских истребителей F-16 Fighting Falcon, на которые планировалось частично возложить задачи обеспечения ПВО Великобритании до появления на вооружении новых "евроистребителей".

Но в конце 1990-х годов планы вновь изменились. Было решено, что самолёты Tornado F.3 останутся в строю до 2010 года. Одновременно было похоронено и "непатриотичное" предложение о лизинге F-16.

Снятие с эксплуатации[]

На смену перехватчикам "Торнадо" у всех операторов пришёл истребитель Eurofighter Typhoon. Первый Tornado ADV прибыл в Италию 5 июля 1995 года, а последний самолёт вернулся в Великобританию 7 декабря 2004 года, однако вплоть до мая 2012 года, когда итальянские ВВС приобрели достаточное количество самолетов Typhoon, на замену перехватчикам "Торнадо" были взяты в аренду у США 34 истребителя F-16 Fighting Falcon.

Первые "Тайфуны" поступили на вооружение Королевских ВВС в 2005 году и в это же время началась сокращение количества перехватчиков "Торнадо". В 2009 году на вооружении ВВС Великобритании оставалась последняя эскадрилья (12 самолётов) перехватчиков "Торнадо", которая была расформирована 22 марта 2011 года и перехватчики "Торнадо" были окончательно сняты с вооружения.

Первый "Тайфун" поступил в ВВС Саудовской Аравии в 2008 году, а в 2011 году "Тайфун" полностью заменил перехватчики "Торнадо".

Особенности конструкции[]

Самолёт Tornado ADV, как и истребитель-бомбардировщик Tornado IDS, выполнен по нормальной аэродинамической схеме с высокорасположенным крылом изменяемой стреловидности. Конструкционная общность истребителя-перехватчика и истребителя-бомбардировщика составляет 80%. Основное отличие заключается в увеличении длины фюзеляжа на 1,96 м. Неподвижные части крыла (НЧК) продлены вперёд и их стреловидность увеличена с 60 до 67 град с целью увеличения хорды и компенсации смещения центра масс из-за удлинения фюзеляжа и увеличения массы радиоэлектронного оборудования.

Как и на исходном самолёте модификации Tornado IDS, каждая подвижная консоль крыла по всему размаху снабжена трёхсекционными предкрылками и четрёхсекционными двухщелевыми закрылками. Перед закрылками на каждой консоли расположены двухсекционные интерцепторы. Элероны отсутствуют. Щитки Крюгера, использующиеся на НЧК истребителя-бомбардировщика, на истребителе-перехватчике сняты.

Advertisement